Министерство внутренних дел России предлагает изымать автомобили у водителей, которые были задержаны за рулем в состоянии опьянения. Ведомство уже направило поправки для утверждения в правительство. По словам главы МВД Владимира Колокольцева, это поможет снизить смертность на дорогах. Однако предложение ведомства вызывает вопросы, говорят эксперты. Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Понятно желание чиновников бороться с пьянством за рулем, это хорошее дело. Сегодня уже есть система наказания, надо скорее понять, почему то или иное наказание или не работает, или недостаточно работает. Поскольку есть поручение президента, все стараются доложить немедленно, что мы передумали. Предложение МВД достаточно сложно выполнимо, потому что упирается в право частной собственности, которое в нашей стране, как и в других странах, декларировано Конституцией. У пьяницы, как правило, своей машины нет, он садится за руль пьяный, не соображая, взяв машину без спроса часто у жены, друзей, родственников. И что, отбирать эту машину у родственника или у жены, у которой дети голодные сидят? Это как-то очень странно и не укладывается в законодательство. У наших соседей в Белоруссии не смогли принять такой закон, но президент их, человек решительный, издал указ, один или два раза они показательно отобрали машину, а потом все это дело затихло». В поправках МВД речь идет именно о конфискации, а не об изъятии, юридически это разные понятия. Причем забрать машину можно будет только после повторного нарушения. В ведомстве хотят обращать конфискованное авто в доход государства с последующей реализацией. Однако такие предложения незаконны, говорит автоюрист Станислав Лагойко: Станислав Лагойко автоюрист «Мера, прежде всего, не то, что жесткая, она незаконная. Дело даже не в том, кто управляет данным автомобилем, а что это является предметом собственности. Нельзя у нас изымать за преступление собственность, если это не является орудием преступления. Если человек совершил в состоянии алкогольного опьянения на данном автомобиле преступление, то есть погибли люди, например, возбуждено уголовное дело, тогда можно рассматривать вопрос о конфискации. Опять же для чего? Для того, чтобы данное имущество потом послужило возможностью оплаты как штрафных санкций за судебные расходы, издержки, так и возмещение причиненного ущерба». Конфискация машин у нетрезвых водителей будет не единственной мерой по ужесточению наказания. О том, что еще ждет водителей, МВД пока не уточняет. С июля 2018 года действуют новые правила медицинского освидетельствования. Теперь, чтобы признать водителя пьяным, учитывают не только результат алкотестера, но и анализ крови. По данным ГИБДД за прошлый год, в авариях на дорогах погибли почти 16,5 тысяч человек. Главные причины смертельных ДТП: несоблюдение дистанции, превышение скорости, выезд на встречную полосу.