«Серые» перевозчики: сколько людей и денег теряет столица из-за нелегалов
Согласно вчерашнему отчету ГКУ «Организатор перевозок», почти 330 автобусов и такси эвакуировали в Москве за нарушение правил перевозки пассажиров в мае. По данным МВД РФ, за прошлый год 465 человек погибли на дорогах Москвы и Подмосковья по прямой или косвенной вине «серых» перевозчиков. Эксперты на круглом столе сетевого вещания «ВМ» постарались разобраться, сколько людей и денег теряет столица из-за организаторов незаконных пассажирских перевозок. «Серые» перевозчики. Эта тема обречена всплывать в эфирах телевидения и на газетных страницах каждый раз, когда где-то в масштабах страны происходит трагическое ДТП — разбивается нелегальная маршрутка с пассажирами, а водитель вдобавок гость из СНГ, работающий зачастую не совсем легально. На этот раз поводом для встречи наших экспертов на круглом столе послужила авария на трассе Ростов — Москва, где в пределах Московской области разбился шедший в столицу микроавтобус. Его владельцы, наняв водителя с узбекскими правами, занимались частным извозом по этому маршруту. До тех пор, как шестеро погибших не положили предел их бизнесу. Нелегалов столицы подсчитали Нельзя сказать, что столичное руководство не следит за динамикой ситуации на рынке «серых» перевозок. Так, заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в начале года заявлял, что за 2018 год количество транспорта на нелегальных маршрутах и перевозчиков снизилось на 95 процентов. Арестовано почти две тысячи автобусов и автомобилей нелегалов, выписано более двух с половиной тысяч штрафов за нарушение законодательства в области нелегальных перевозок. При этом почти каждый столичный житель может назвать один-два адреса, где скапливаются автобусы, явно не относящиеся к числу легальных перевозчиков. Некоторые из них даже не скрываются за маршрутами «столица — другой регион», а предпочитают указывать, например, «столица (метро №) — один из аэропортов». — На территории РФ возможны только три вида перевозок пассажирским транспортом, — пояснил Илья Зотов, член Общественного совета при Ространснадзоре, глава Общероссийского объединения пассажиров. — Регулярным маршрутом (у него есть номер, карта, расписание), перевозкой по заказу (такими, как туристические, ритуальные, экскурсионные) и легковыми такси. И для каждого вида есть набор документов, чье получение означает легальность. Соответственно, сложнее всего получить документы на обслуживание регулярного автобусного маршрута. Это лицензия на перевозку как вид деятельности, свидетельство на право эксплуатации конкретного маршрута и отдельно — маршрутная карта на каждый автобус, который легально пойдет по этой трассе. Зотов уверил, что он «лично выезжал» в те места, которые в Москве годами считались Меккой нелегальных перевозок, например, на Щелковский и Павелецкий вокзалы, и лично убедился, что нелегалов там «стало значительно меньше». Место на стыке Впрочем, оптимизм советника Ространснадзора в какой-то мере развеял Кирилл Янков, глава межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров». По его данным, «серая зона» существует на «стыке» Москвы и области, точно так же, как на стыке, например, автобусов и такси. — Москва и область договорились о взаимном признании маршрутов, — привел Янков конкретный пример. — Но эти договоренности явно недостаточны. Есть примеры, когда Мособласть выдает разрешения на маршруты, которые на девяносто процентов проходят по территории Москвы. Например, маршрут № 311 от ТЦ «Город» по Рязанскому проспекту и далее в Котельники. Он практически не ездит, зато на столичной части маршрута функционирует активно № 311 с буквой «К», все документы на который выданы областью. Это — «серая зона» полулегальности! Микроавтобусы, по его данным, едут по документам от Мособласти, но на территорию области при этом даже не заезжают. Есть схожие примеры: документы на маршрут выданы Москвой, идет он большей частью по области, но в нем не работает столичная «Тройка». Впрочем, известный юрист, адвокат Леонид Ольшанский, напомнил общественникам: согласно 220-му закону, для Москвы с областью, Петербурга с Ленобластью, а также Севастополя и Крыма было введено специальное понятие «смежных» маршрутов. То есть, по его мнению, перечисленные случаи подпадают как раз под такие примеры. — Надо смотреть на все глазами судьи, — заявил Ольшанский. — Вот дойдет до суда, тогда судья и скажет, имеет право один субъект выдавать документы на другой регион или не имеет! А до тех пор у всех могут быть свои мнения, в том числе и на то, что хитрость, а что — нарушение закона. Как отмечает Кирилл Янков, в зонах станций метро, ближайших к аэропортам, «пасутся» семиместные такси, которые, по факту, ездят по одному и тому же маршруту (как маршрутные автобусы). Но это делается без громких объявлений, не совсем легально. — Машина, раскрашенная в желтый цвет, должна ехать, куда скажет пассажир, а не только по направлению метро «Речной вокзал» — аэропорт Шереметьево! — заявил представитель «Союза пассажиров». Илья Зотов как советник Ространснадзора заявил, что его коллеги выявили в сети 237 ресурсов, которые позволяют заказывать и бронировать выезд в Тулу, Калугу и другие города через мобильные приложения. — Перевозка бронируется на легковом автомобиле, но когда пассажир приезжает, там по факту автобус на 45 мест, — рассказал Зотов. — На- пример, микроавтобусы «Соболь». На данный момент с этим сегментом нелегального рынка, составляющим около четырех миллиардов рублей, борются в Москве, Петербурге, частично в Башкирии. Кто за что платит То, что когда-то было придумано для удобства и выгоды людей, теперь превратилось в нелегальный, да и опасный бизнес. Ведь не станет же каждый пассажир проверять права и открытую категорию на них у водителя на таком вот «шайтан-каре», едущем между городами? Так как все нелегально, то и ответственность водителя (владельца) застрахована только в объеме ОСАГО (обязательного автострахования), на 400 тысяч рублей. — Нелегал в случае вины будет платить по ОСАГО, а нормальный, оформленный перевозчик — по 67-му Федеральному закону, который предусматривает ответственность за жизнь, здоровье и имущество пассажиров, — отметил юрист. — А они на всех официальных маршрутах, при наличии билета на проезд, стоят два миллиона рублей. Впрочем, отмечают эксперты, это в Москве хватает транспорта на все направления, в том числе в выходные и праздничные дни. Уже подмосковные города, не говоря о дальнейшем углублении в провинцию, во время праздников (Пасха, Первомай и т.д.) испытывают дефицит транспорта на популярных дачных направлениях. Вот тут люди без колебаний выбирают любые возможности уехать. — Да, в праздники на легальных маршрутах количество рейсов ограничено, — согласился Илья Зотов. — И здесь возникают нелегалы. Конечно, пассажирам выгоднее взять билет и ехать с ними. Люди не думают, что если произойдет ДТП, кто возместит им ущерб или восстановление здоровья. И тем не менее, перед закрытием нелегальных маршрутов необходимо думать о введении легальных. Впрочем, адвокат Ольшанский не столь оптимистичен: он убежден, что в случае ДТП важна не легальность или «серость» маршрута, а то, «как инспектор дорожно-патрульной службы составит протокол». Уже из него следствие будет смотреть, кто виноват, а кто нет. Виноватый же, напомнил юрист, платит за все, как прописано в Гражданском кодексе РФ. Но и тут не все просто: если пассажиры пострадали серьезно, а у водителя есть только страховка по ОСАГО, то в перспективе у людей, как только они выпишутся из больниц, длительные суды с перевозчиком за возмещение лечения, конец которых вовсе не известен загодя. — Недавно провели исследование протяженности маршрутной сети и выяснили, что в трех сотнях населенных пунктов страны вообще нет маршрутной связи с близлежащими городами, — рассказал Сергей Лобарев, глава комитета по развитию устойчивых транспортных систем МТПП. — В Сибири и на Дальнем Востоке вообще нет легального автобусного сообщения между крупными городами. Так что в столичной агломерации все довольно прилично. Эксперты, кстати, неожиданно обнаружили и бюрократические сложности, которые могут привести к возникновению серых маршрутов. Так, между столичными районами Курьяново и Марьино не могут установить легальное маршрутное сообщение по уважительной причине: там обнаружен «бесхозный» железнодорожный переезд, через который по закону невозможно проложить путепровод! И пока потребность жителей в легальном сообщении между районами не будет удовлетворена, действовать будут нелегалы. 50 тысяч нарушителей Важным аспектом, влияющим на рынок перевозок в целом, является вопрос национальной принадлежности водительских прав человека, сидящего за рулем автобуса или такси. В России могут водить машину обладатели прав любой страны. Правда, только в течение двух месяцев со дня въезда. Если же у вас водительские права страны, подписавшей Венскую конвенцию, водить можно без ограничений. Исключение — как раз для тех, кто намерен заниматься перевозкой. Действительны (помимо отечественных) только права Белоруссии, Киргизии и Казахстана — как стран, входящих в Евразийский экономический союз. Хотя закон четко обозначает, что для водителей такси возможна работа, если в стране, откуда они приехали, русский язык признан вторым государственным. — За прошлый год — более шести тысяч ДТП было совершено в столице водителями т/с, — раскрыл статистику Сергей Лобарев. — Погибли 467 человек, пострадали около десяти тысяч. Четверть ДТП было совершено именно водителями такси. ГИБДД показала порядка десяти процентов роста аварий с участием такси! По всем показателям аварийность в Москве снижается, кроме ДТП с участием водителей такси. Как отмечает Лобарев, вход на рынок агрегаторов такси сделал передвижение удобным для людей, но не безопасным. И постоянные аварии, совершенные малограмотными водителями такси, которые часто вообще ездят по лицензии, выписанной на родственника или знакомого, стали обычным делом. — По закону этим водителям не надо заново обучаться в автошколе, достаточно только сдать экзамен по теории, и им заменят права на российские, — пояснил эксперт. — За прошлый год на это пошли 240–250 приезжих водителей. Но 27 из них потребовался переводчик! Они не могли прочитать билеты! И эти люди были допущены к дорожному движению. Илья Зотов тут же отреагировал — напомнил о недавних временах, когда такси ловили «с руки», договаривались с «бомбилами». Это было гораздо более опасно для пассажиров, чем то, что есть сегодня. — Мы проверили водителей такси, — добавил он. — 50 тысяч водителей такси за год совершили нарушения! Девять водителей оказались в розыске. Управляли такси без водительских прав 312 человек, и с поддельными правами мы выявили 26 таких водителей! Какой таксист нам нужен Согласно 69-му закону, по которому живет вся отрасль частных перевозок на такси, для этой работы необходимо получать разрешение. А для него машина должна быть исправна, иметь цветографическую схему (шашечки. — «ВМ»), оранжевый фонарь на крыше и водителя со стажем не менее трех лет. Сейчас в Госдуме проходит доработку и готовится к рассмотрению новый проект закона, согласно которому агрегаторы такси как посредники будут нести совокупную ответственность с водителем в случае аварии по его вине. По мнению экспертов, это справедливо: агрегаторы подключают водителя, обеспечивают его клиентурой, но по действующему законодательству ни за что не отвечают. Таксисту в законопроекте также отведена роль — он должен будет регистрироваться как индивидуальный предприниматель (и налог платить соответственно). Местные органы власти получат право выдавать разрешения на выход на маршрут на каждое транспортное средство, которое представит таксомоторная кампания. Возможно, для водителей-любителей и водителей-профессионалов нужно будет вводить разные требования к подготовке. Как говорят эксперты, зарубежный опыт, например, ФРГ, показывает, что после дополнительного обучения таксисты и условные перевозчики небольших грузов лучше и быстрее вливаются в профессию. — Сейчас особых требований к водителям нет, — пояснил Сергей Зотов. — И большое число общественных организаций требует, чтобы было четко прописано в законе, кто и на каких условиях может управлять такси. Важны опыт вождения, психическое здоровье, гражданство, отсутствие уголовных дел на родине таксиста. Есть много историй, когда водители такси ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Мы выступаем за то, чтобы агрегатор, как перевозчик, следил за качеством водителей. СТАТИСТИКА Данные ГИБДД Москвы за начало 2019 года В январе текущего года в столице произошло 638 дорожно-транспортных происшествий, что на 2,3 процента ниже, чем в январе 2018 года. Погибли в этих ДТП 32 человека, что на 27,3 процента ниже, чем год назад. Получили травмы и увечья 736 человек, что также ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 1,7 процента. В феврале произошло 640 ДТП в Москве, в результате погиб 31, ранен 741 человек. За март статистика такова: 666 аварий, 37 погибших и 804 пострадавших горожанина. В апреле 2019 года случилось 593 ДТП, унесших жизни 20 человек и оставивших ранеными еще 669 москвичей. С начала года погибли уже двое несовершеннолетних, 232 получили травмы различной степени тяжести. В 38 случаях ДТП совершила неустановленная машина«невидимка», которая тут же скрылась с места аварии. В такой ситуации погиб один москвич, 39 получили травмы разной степени тяжести. Скрылись вместе с машинами с места ДТП виновники 237 аварий, в ходе которых погибли 8, а пострадали 237 горожан. В 28 случаях с места аварии бежал водитель, оставив свой транспорт на месте совершенного им преступления. Из-за таких вот беглецов погибли 3 человека, пострадали еще 39 москвичей.