Депутаты готовят радикальные изменения на рынке такси
Очень скоро в ряды таксистов перестанут брать иностранцев, остальным запретят работать сверхурочно и возить пассажиров на старых машинах-развалюхах. Под запретом могут оказаться и иностранные агрегаторы такси, позволяющие заказать поездку при помощи мобильного приложения. А регулированием тарифов займутся чиновники. Такие предложения готовят в Госдуме и обещают их воплотить в жизнь уже к концу текущего года. Эксперты разошлись в оценках последствий таких новаций и удивлены, что их не привлекли к работе. Уснул, проснулся, ДТП Июнь 2018 года, центр Москвы, автомобиль такси въехал в толпу пешеходов на тротуаре, пострадали 8 человек. Позже водитель, гражданин Киргизии, рассказывал, что на несколько секунд уснул за рулем, поскольку до этого непрерывно работал 20 часов. Это одна из 764 аварий с участием такси и пострадавшими, которые произошли в 2018 году в столице. Число таких ДТП увеличилось на четверть по сравнению с 2017 годом, говорил ранее глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. По его данным, за прошлый год в этих авариях погибли 23 человека, пострадали – 900, прирост составил 15% и 18% соответственно. Аналитический центр при правительстве РФ ранее сообщал об увеличении в стране на 35% аварий с участием такси за 2015–2017 годы. Бороться с переработками у таксистов и, как следствие, с их переутомлением законодатели решили путем введения новых запретов и ограничений. Они готовят изменения в законопроект о госрегулировании такси и агрегаторов, который ждет второго чтения в Госдуме. В первом он был принят в декабре 2018 года. Изначальная редакция предусматривала обязанность проводить предрейсовый контроль состояния автомобиля, а в таксисты разрешала допускать только имеющих водительский стаж не менее трех лет. При этом агрегаторам такси запрещалось передавать заказы водителям, не имеющим разрешения на такую работу. В противном случае агрегаторам грозил бы штраф в 100–200 тыс. рублей, а за повторное нарушение – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Теперь депутаты анонсируют серьезную корректировку проекта. Среди предложений – ограничить рабочее время таксистов. Например, восемью часами, если человек работает в ежедневном режиме, и десятью часами, если посменно, рассказал журналистам глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Эту идею он объясняет стремлением обеспечить безопасность пассажиров. Из-за переработок водители буквально засыпают за рулем, соглашается депутат Госдумы Ярослав Нилов. Впрочем, пока и тут существует неопределенность. Продолжительность времени работы водителей регулируется приказом № 15 Минтранса России от 20 августа 2004 года. Но распространяется он лишь на водителей, работающих по трудовому договору, говорит юрист юрфирмы «ЮСТ» Никита Аксенов. Между тем большинство таксистов работают без него, а потому потребуется дополнительное регулирование. Контролировать режим труда и отдыха водителей предполагается через ГЛОНАСС. Для этого автомобили такси предстоит оборудовать соответствующей системой, а водителям – получить персональные карточки, по которым будет отслеживаться график их работы. При выработке нормы часов за месяц таксисту путь на дорогу будет закрыт. Без карточки автомобиль не поедет, объяснял принцип действия новой системы депутат. Аналогичная система уже действует на общественном транспорте в столице. Будущее за биометрией? Эксперты единогласно высказываются за регулирование режима труда и отдыха водителей такси. Однако сетуют, что предложенные меры не панацея и оставляют лазейки для обхода новых правил. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что водители будут легко обманывать тахограф с системой ГЛОНАСС, имея по несколько карточек – на себя и на товарища. «Это только скажется на затратах водителей», – считает он. Вводить карточки – вчерашний день в эпоху биометрической идентификации, соглашается президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. Ранее стало известно, что сервисы такси уже сейчас тестируют в России системы контроля за водителями, основанные на биометрии. Такую работу проводят «Ситимобил», «Яндекс.Такси» и «Везет», рассчитывая, что это позволит контролировать график и не допускать переключения водителя между сервисами после выработки лимита по времени. Ряд служб онлайн-заказа такси развивают систему общего контроля за переработками у водителей, и этот опыт нужно учесть, говорит председатель Межрегиональной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. Чужеземный элемент Иностранцам ограничат доступ на рынок такси: работать в такси можно будет только при наличии российского паспорта, следует из слов Евгения Москвичева. Это уже вторая попытка законодателей ограничить присутствие иностранцев на этом рынке. Первая была предпринята несколько лет назад, когда было запрещено работать водителем такси по иностранным правам. Но после того, как в Москве число таксистов значительно сократилось, парламентарии сделали исключение для выходцев из стран, где русский язык имеет статус официального. К таким странам, в частности, относится Киргизия. Одномоментный уход с рынка всех водителей-иностранцев вызовет нехватку таксистов и рост цен, полагает Кирилл Янков. «Такси из повседневного общественного транспорта опять превратится в малодоступную роскошь», – считает он. Водителей хватит, им на смену могут прийти граждане России, возражает депутат Ярослав Нилов. С ним согласен Петр Шкуматов, по мнению которого водители-иностранцы сейчас работают чуть ли не на рабских условиях и за копейки. За счет этого и получается, что такси иногда оказывается дешевле общественного транспорта, полагает Шкуматов. Рост тарифов неизбежен, считает он, потому что сейчас они иногда оказываются ниже себестоимости. И как только это произойдет, в такси появятся другие водители. С идеей отказа от иностранцев‑таксистов Шкуматов согласен. Это не позволит водителям скрываться от ответственности за нарушения. В качестве примера он приводит случай, когда водитель-иностранец сбил на пешеходном переходе женщину, сбежал к себе на родину, а потом вернулся вновь в Россию работать таксистом, но уже с поддельными документами. Проблема с безопасностью услуг водителей – выходцев из стран СНГ есть, говорит Наталья Агре. И связана она с тем, что требования к выдаче водительского удостоверения там ниже, чем у нас. Потому важно, чтобы была возможность подтверждения такими водителями в России своих знаний и навыков по управлению автомобилем. Посредники получат меньше По мнению водителей такси, нынешние тарифы неоправданно занижены – против них один из московских таксистов даже объявлял одиночную голодовку, однако на крупные компании эта акция впечатления не произвелаВасилий Кузьмиченок/ТАСС Впрочем, в Госдуме считают, что новации, наоборот, поспособствуют снижению цен на поездки, так как агрегаторы не смогут больше устанавливать комиссию 20–30%. Они будут получать в десять раз меньше, сообщил журналистам глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Также они могут лишиться права устанавливать цены на перевозки – специальную методику расчета цен для каждого региона создадут Минтранс и Федеральная антимонопольная служба. Именно низкими тарифами и высокими комиссиями объясняют таксисты свои переработки – иначе покрыть расходы на машину, бензин и заработать что-то для себя не удается. В 2016 году они даже проводили забастовку из-за произошедшего снижения тарифов, а в 2018‑м – из-за высоких, по их мнению, комиссий посредников. «Тариф должен определять рынок. Комиссия 20–30% для агрегаторов невозможна», – считает Петр Шкуматов, подчеркивая, что вмешательство государства в этот вопрос должно быть минимальным. Сервисы все равно найдут возможность взять эти деньги, даже если комиссия будет 5%, зато будет абонентская плата 30 тысяч рублей. Реформа отрасли напрямую затронет и организационную структуру бизнеса агрегаторов. Евгений Москвичев анонсировал отказ от иностранного участия и в агрегаторах такси: такой деятельностью не вправе будут заниматься филиалы иностранных фирм, службами заказа смогут быть только российские компании с российским капиталом. Это ставит под угрозу деятельность в России популярных сервисов. К примеру, Gett принадлежит кипрской компании, «Яндекс.Такси», работающий вместе с Uber, – нидерландской, а недавно появившийся в России Bolt пришел из Эстонии. Непонятно, чем продиктованы такие ограничения и почему деятельность агрегатора должна регулироваться, как работа компаний в стратегических областях, в которых ограничиваются иностранные инвестиции, удивлен аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Но и в этом случае специальная правительственная комиссия может разрешить участие иностранцев в капитале российской стратегической компании сверх определенной доли. Стоит разрешить деятельность в России сервисам, имеющим в России филиал или дочернюю структуру, если они соответствуют установленным требованиям, считает юрист Никита Аксенов. Порешали втемную Эксперты удивлены, что решения по законопроекту принимались кулуарно. При подготовке законопроекта к первому чтению была создана рабочая группа, куда входили представители профессионального сообщества и уполномоченных органов, но при подготовке документа ко второму чтению она ни разу не собиралась, говорит председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова. «Мы считаем неправильным принимать столь важный законопроект в авральном режиме. Кроме того, такие радикальные меры, как «сервисы по вызову такси должны быть только юридическими лицами», ограничивают возможность работы индивидуальных предпринимателей. Также у нас нет возможности ознакомиться с полным текстом поправок, на сайте Госдумы мы видим только поправки от 15 января 2019 года, поэтому у профессионального сообщества отсутствует актуальная информация о предлагаемых мерах со стороны комитета по транспорту Госдумы», – сетует она. Не видели новых предложений и в «Яндекс.Такси», рассказали «Профилю» в сервисе. Такие предложения должны обсуждаться публично, а не предлагаться в качестве якобы безальтернативных, соглашается Кирилл Янков. Примечательно, что над вопросами регулирования агрегаторов такси работали не только в Госдуме, но и в Совете Федерации в рамках временной комиссии по развитию информационного общества.