Войти в почту

Беспилотные автомобили выехали на московские дороги

Компактный хэтчбек бело-красно-черной расцветки, весь обвешан датчиками. На боках надпись — «Яндекс. Беспилотный автомобиль». Такие агрегаты уже можно встретить на московских дорогах — на МКАДе и ТТК, в спальных районах Ясенево и Бутово, на Коммунарке, а также в самом центре столицы. Не удивляйтесь, что в салоне нет водителя. И вообще никого нет — беспилотники пока людей не возят, а просто тренируются. Искусственный интеллект (ИИ) накапливает опыт в боевых условиях, говорит руководитель отдела развития бизнеса беспилотных технологий «Яндекс» Артем Фокин. — У нас прошло процедуру допуска на дороги пять машин. Еще более 20 собрано. Планы наши — до конца года — 100 машин, собирающих информацию, регулярно перемещающихся по дорогам общего пользования для того, чтобы на основе собранной информации мы могли усовершенствовать технологию. — На что в первую очередь запрограммирован автопилот — на безопасность пассажира или пешехода? — Технология рассчитана на то, чтобы постоянно в широком радиусе, до 300 м вокруг, мониторить все объекты, распознавать их скорость и, предсказывая их поведение, выбирать необходимый скоростной режим, поведение на дороге. И, в отличие от водителя-человека, который фокусирует свое внимание на одном объекте, беспилотный автомобиль постоянно следит за всеми объектами вокруг. Поэтому сделать что-то внезапно для него очень-очень сложно. Автомобиль оборудован набором сенсоров, камерами, радарами и сканерами. Система получает трехмерную картинку обстановки, создает оптимальную и безопасную траекторию движения. При этом соблюдает разрешенную скорость на конкретном участке. О стоимости технологии и одного такого автомобиля в «Яндексе» нам не сообщили. Уточнили только, что стоимость комплектующих имеет «тенденцию к резкому снижению», другими словами, вложения крайне выгодные. Но готовы ли такие автомобили к нашим дорогам? К агрессивным водителям и неожиданным препятствиям на пути? По-хорошему, для беспилотных автомобилей должны существовать специальные выделенные, так называемые «умные» дороги. Сейчас их в Москве нет, говорят эксперты. Не ясна и нормативная база. Ключевые законы и постановления в сфере беспилотного транспорта только дорабатываются, в лучшем случае, их примут в этом году. А первые беспилотники выпустили на дороги уже сейчас. Так что если электронные мозги вдруг сойдут с ума, и беспилотник въедет вам в задний бампер, обращаться надо, по-старинке, в ГАИ. В конце концов, не все так плохо, есть у этой технологии и несомненные плюсы, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. — Я думаю, что степень готовности достаточно высокая. Разнообразные дорожные ситуации, пробки или агрессивное вождение других участников дорожного движения — это те ситуации, которые должны быть изначально запрограммированы в ИИ автопилота. К таким ситуациям они должны быть приспособлены. — Сможет ИИ реагировать так же, как человек? — ИИ будет получать очень большую распространенность там, где нужно систематизировать и структурировать поведение, в зависимости от изменения внешней среды. К этой категории как раз относится управление транспортом, то есть автопилот не будет отправлять во время езды СМС, он не будет смотреть, что то в интернете, звонить кому то другому. Плюс он ведет себя рационально, то есть человек любые решения принимает эмоционально, то здесь как раз использование автопилотов приведет к тому, что уровень аварийности должен еще больше снизится. Сейчас «Яндекс» вместе с МВД и Минпромторгом работает над упрощением сертификации беспилотных авто. Говорят, чем больше таких машин на дорогах, тем быстрее проходит машинное обучение. А еще хотят увеличить область эксперимента. К Москве и Казани добавить Санкт-Петербург, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Ленинградскую и Самарскую области, а также Чувашскую Республику и Краснодарский край.

Беспилотные автомобили выехали на московские дороги
© BFM.RU