Войти в почту

Один километр поездки на такси стоил, как бутылка лимонада

94 года назад, 21 июня 1925 года в Москве открылось регулярное таксомоторное движение. Пассажиров перевозили на «Рено», «Фордах» и «Фиатах». Привычные машины с шашечками появились на городских улицах в конце 60-х годов. Первые такси появились в Москве в 1907 году. Однако в 1917 году, после Октябрьской революции, таксомоторы в Москве и других крупных городах России на время прекратили свое существование.Вновь такси начали ездить по московским дорогам в 1925 году. Таксомоторы быстро полюбились горожанам, поскольку стоили дешевле привычных извозчиков. Первое время функции такси выполняли иномарки — «Рено», «Форды» и «Фиаты». Когда же в стране появилась своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины: «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). Взять свободную машину можно было на бирже (стоянке) такси, которые располагались в самых оживленных местах, к примеру, у московских вокзалов. В 1935 году в столице ездило около 500 машин, а в 1939 году — свыше 3000. По количеству такси Москва сильно уступала европейским столицам. В одном только Париже в 1925 году было 16 000 такси, а в Лондоне — 8 000. После окончания Великой Отечественной войны в СССР начинают появляться первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать «ЗИС-110» и «Победы». В конце 1940-х — начале 1950-х годов на бортах всех советских такси появились «шашечки» и зеленые огоньки. С 1960-х годов главной машиной таксопарков становится «Волга-24». До 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. Столько же стоила, к примеру, бутылка газированной воды «Буратино» или детский билет в кино. В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. В советское время профессия таксиста была престижной и очень ответственной. На работу брали только тех водителей, которые соответствовали высоким профессиональным критериям. Кроме автошколы, таксисты проходили специальную подготовку, постоянно повышая уровень своего мастерства. Попасть в ДТП для советского таксиста было все равно, что попрощаться с работой. После распада Советского Союза большую роль по перевозке пассажиров взяли на себя индивидуальные «частники», но с середины 1990-х годов таксопарки вновь стали возрождаться.

Один километр поездки на такси стоил, как бутылка лимонада
© Парламентская газета