Ещё
Китайский вирус наносит удар по местному автопрому
Китайский вирус наносит удар по местному автопрому
Автоновости
Россияне стали покупать на чужие деньги
Россияне стали покупать на чужие деньги
Автоновости
Названы самые непопулярные машины среди россиян
Названы самые непопулярные машины среди россиян
Автоновости
Как ездить в снегопад: советы экспертов
Как ездить в снегопад: советы экспертов
Бортжурнал

Историк транспорта рассказал, как в Москве развивалось троллейбусное движение 

Историк транспорта рассказал, как в Москве развивалось троллейбусное движение
Фото: Вечерняя Москва
27 июня корреспондент «ВМ» пообщалась с водителем троллейбуса Алексеем Мелешко, который победил на конкурсе профессионального мастерства среди своих коллег. А историк транспорта рассказал, когда в Москве открылось троллейбусное движение и как развивалась его история с советских времен.
Первые троллейбусы поехали по столице в начале 1930-х годов — почти в те же годы, что и самые первые поезда метро.
Они курсировали по Ленинградскому шоссе до села Всехсвятское — ныне территория района Сокол. Колеса для троллейбусов выпустили летом 1933-го на Ярославском автозаводе, кузова изготовили на Автозаводе имени Сталина, а осенью того же года установили электрооборудование на заводе «Динамо». По словам Юрия Егорова, там же испытывали первые модели, которые назывались «ЛК» — «». Увы, на раритетные машины сегодня не взглянешь — они не сохранились до наших времен.
Городские власти, отмечает историк, понимали, что троллейбус — машина экологичная, простая в обслуживании и работает не хуже автобусов, которые поехали по московским дорогам в 1907 году.
— Как известно, троллейбус работает только на электричестве, а потому не производит вредных выхлопов. К тому же электрический двигатель в разы проще в обслуживании, чем любой двигатель внутреннего возгорания. Это позволило городу значительно сэкономить средства на обслуживании, — объясняет историк.
Первый троллейбусный парк открылся на севере Москвы — на Ленинградском шоссе. И он работает до сих пор. К первому рейсу были готовы всего два «Лазаря Кагановича». В 1936-м троллейбус стал замещать трамвай, давно привычный для жителей города.
С северной части Садового кольца исчезла трамвайная линия, а на ее месте проложили легендарный маршрут «Б», который старожилы до сих пор называют «Букашкой».
В июле 1937 года по городу стали ездить троллейбусы нового типа. Первый из них — ЯТБ-1, что означает «Ярославские троллейбусы». А потом появились ЯТБ-2 и ЯТБ-3.
— Наиболее интересен ЯТБ-3, двухэтажный троллейбус с металлическим кузовом. Правда, в столице они не прижились из-за сложности в обслуживании и неудобства для пассажиров, — продолжает Юрий Егоров. — Их, к сожалению, тоже ни одного экземпляра не сохранилось.
В скором времени появились новые маршруты — от площади Восстания (ныне Кудринской) по Садовому кольцу до Крымской площади, от Дорогомиловской Заставы до Кутузовской слободы и другие.
Стали создаваться и новые троллейбусные парки. Второй открылся на Новорязанской улице, на месте старого трамвайного депо.
— К концу 1938-го в Москве уже было десять маршрутов. Троллейбус продолжал заменять трамвай. Линии троллейбуса прокладывали на месте снятых трамвайных путей, — добавляет историк транспорта.
Ближе к концу 30-х годов прошлого века по городу стали ездить троллейбусы нового типа — ЯТБ-4, ЯТБ-4А, ЯТБ-5. Они были совершеннее и долговечнее своих предшественников. А в 1941 году в Москве увеличилось и число маршрутов — их стало 17.
Кстати, во время Великой Отечественной войны троллейбусы были основным видом общественного транспорта в центре, потому что все автобусы использовали только для военных целей.
Посмотреть на ретротроллейбусы горожане могут в Музее московского транспорта, который находится на Рогожском Валу.
Сегодня троллейбусы по-прежнему остаются важной частью общественного городского транспорта. В столице действуют более 40 троллейбусных маршрутов — намного больше, чем в советские годы.
Кроме того, ежегодно в городе проводится конкурс профессионального мастерства среди водителей троллейбуса. На этих состязаниях участники демонстрируют знания технического устройства и эксплуатации троллейбуса, Правил дорожного движения и культуры обслуживания пассажиров.
В этом году победу в личном зачете одержал водитель филиала «Центральный» Алексей Мелешко.
— Я участвую в конкурсах среди водителей троллейбуса с 2014 года и за это время приобрел много наставников, которые передали мне свой многолетний опыт. Я получил и получаю от них много новых знаний и в рамках состязаний, и в рамках своей работы, — рассказывает победитель конкурса. — А вообще в профессию меня «привел» тесть. Девять лет назад я не знал, чем заниматься в жизни, а он был водителем троллейбуса и предложил мне стать его коллегой.
В прошлом году в Москву «пришел» новый вид транспорта — электробус. Наравне с троллейбусами он ездит только на электрической тяге и к тому же абсолютно бесшумен. Многие водители троллейбусов сегодня проходят специальное обучение и пересаживаются за руль электрических автобусов. Обычно водителем электробуса становится тот, кто не один год «просидел» за рулем автобуса или управлял раньше троллейбусом, но получил новую категорию.
— Электробус более маневренный. Не надо следить за проводами, а еще он ездит бесшумно. За рулем очень комфортно, — признается водитель электробуса Юлия Даниличева.
Читайте также: Лучшего водителя троллейбуса выбрали в Москве
Видео дня. Водителя лишили прав из-за корвалола
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео