Ещё

Беспилотность бытия. Что ждёт водителей в будущем? 

Беспилотность бытия. Что ждёт водителей в будущем?
Фото: Аргументы Недели
В этом году в России стартует тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Они и раньше уже ездили в тестовом режиме по шоссе, их можно встретить в Инополисе и Сколково, но фактически этот новый вид транспорта пока ещё не попадает в правовое поле. Не так давно в  был внесён на рассмотрение законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств». О его различных нюансах и беспилотном будущем мы поговорили с его авторами , председателем комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Андреем Незнамовым, руководителем АНО «Робоправо».
— Сегодня законодательство в отношении беспилотного транспорта есть в десятках странах мира. Мы, получается, одни из последних.
Сергей Жигарев (СЖ): Беспилотный транспорт, электронные деньги, интернет-аптеки — все эти вещи давно присутствуют в нашей жизни, но нет никакого регулирования. Взять интернет-аптеки — могут ли они торговать рецептурными препаратами? Если да то, кто их должен доставлять — только люди, которые имеют право обращаться с такими препаратами? Сейчас это никак не регулируется, но по факту интернет-аптеки есть.
То же самое с беспилотниками. У автомобилей есть режим автопилота и такие машины уже ездят по Москве. Когда находишься снаружи, даже не угадаешь кто ей управляет — ИИ или человек?
Мы постоянно говорим о том, что Россия должна оставаться в технологическом тренде. Но при этом мы отстали по всем позициям. Микроэлектроники нет, своего базового ПО у нас не появилось…
Если 2-3 года назад цифровые компании отсутствие законодательства оценивали как плюс, то теперь для них это же самое является экономическими рисками. В моём понимании, компании, которые занимаются развитием подобного рода технологий — не имеют какой-либо привязки к конкретной стране. , , нельзя назвать, что это только китайская или американская компания. Это транснациональные корпорации, которые используют государства как рычаг решения своих вопросов.
Мы считаем, что наше конкурентное преимущество — это создать такое законодательство, которое приведёт транснациональные компании для тестирования своих разработок в нашу страну.
А самое главное, исходя из наших климатических зон, мы можем предоставить более широкую палитру для тестирования бесплотного транспорта. Начиная от сумасшедшей жары или холода и заканчивая непроходимыми дорогами с разными трудностями и сложностями.
Андрей Незнамов (АН): Законы о тестировании высокоавтоматизированных машин есть в 20 странах. Законы о тестировании полностью беспилотного вида транспорта, где водителя нет внутри, есть в Сингапуре, Голландии и в Калифорнии. Мы жёстко отстаём с точки зрения регулирования по эксплуатации машин с возможностью беспилотного управления, но можем сделать шаг вперёд и быть среди тех немногих, кто разрешит тестирование, в том числе, полностью автоматизированных ТС.
Отечественные разработки беспилотных авто уже есть, но эти машины легально не имеют право проехать ни одного километра! Страна, у которой есть отличные технические разработки, но она не может их тестировать — это глупо. В России много места, низкая плотность населения и разные климатические условия. Поэтому логично, чтобы всё это было в правовом поле открыто и понятно. Чтобы и мы свои разработки могли тестировать и чтобы к нам приезжали.
— Большой резонанс вызвала публикация , который обвинил ваш законопроект в том, что стоимость убийства беспилотником человека — 1 млн рублей. В законопроекте ведь всё же несколько иначе прописана ответственность?
СЖ: Что касается компенсации в 1 млн руб., то мы в законе прописываем лишь минимальную компенсацию. К слову, сейчас, чтобы выйти на дороги с тестированием, минимальная страховка составляет 10 млн руб. Но окончательно она будет определяться постановлением правительства. Это не та норма, которую мы можем регулировать. Мы определяем минимальную планку.
АН: Сейчас если человек собьёт человека — по ОСАГО выплата минимум в 500 тыс. руб. Мы же законом устанавливаем минимальную планку в 1 млн руб. Сделает наше правительство выплату в 10 млн евро — никаких проблем.
Вдобавок мы учли, что эта цифра должна быть дифференцирована и будет устанавливаться подзаконным актом правительства. Для тех машин, в которых сидит инженер она может быть 10 млн, как сейчас. А для тех, где оператора нет — может быть установлено 20 млн Это не тот случай, когда закон готовился с кондачка, над его подготовкой мы работали 1,5 года и я лично разговаривал с немецкими, датскими специалистами, мы перевели несколько законов на русский язык. В нашем законе объединены все лучшие зарубежные идеи, поэтому он одновременно простой и прогрессивный.
— Многие задаются вопросом, а кто вообще будет отвечать, если беспилотник попадёт в ДТП и нанесёт ущерб? Мол, не водитель же управлял ТС, значит, и отвечать некому.
АН: Когда врезаются две обычные машины, виновен тот, кто нарушил ПДД. Когда врежутся две беспилотные машины — будет то же самое. Виновный будет устанавливаться по такому же принципу, как и с людьми — может быть виноват пешеход, некачественное покрытие, оба водителя, один водитель. Почему все решили, что в ситуации с беспилотной машиной, виновником ДТП будет только она?
Допустим, именно беспилотник виноват. Сейчас по инструкции в машине должен сидеть инженер и держать руки на руле. Если этого не было в момент ДТП — значит он и виноват. Если оператор, который находится снаружи ТС, должен был всё это время следить за машиной и в нужный момент нажать «красную» кнопку и убедиться, что машина не превысит скорость в 10 км/ч и не врежется, то, выходит, виноват оператор. Если машина врезалась из-за программного сбоя, или у неё не сработали тормоза или не учитывала команды оператора, то всё это можно установить в ходе уголовного расследования.
Мы не должны вводить норму, какую ответственность несёт робот за убийство человека. Не будет ситуации, когда никто не виноват! Всю ответственность за техническую и информационную безопасность согласно законопроекту несёт её собственник. То есть сейчас, это компании, которые организовывают испытания. Если в процессе уголовного разбирательства будет установлено, что виноват уснувший оператор, то, разумеется, ответственность нести будет уже он. Если окажется, что в машине был критический дефект — то сядет тот, кто без должной проверки выпустил её на тест.
Сейчас напомню, чтобы в России выпустить машину на испытания нужно разрешение госорганов, а именно НАМИ и , а также застраховать ТС на 10 млн руб.
В Дании к слову указывается конкретное физическое лицо, которое сядет в тюрьму в случае проблем. У нас так не сделать — у нас правовая система иначе устроена.
— Ещё один философский вопрос. Кто должен заниматься этикой ИИ? Такая ситуация, ДТП неизбежно и нужно выбирать — врезаться в автобус с детьми или бабушку сбивать на тротуаре. Как будет действовать беспилотник?
АН: Она просто останавливается. Там нет тумблера — кого давить. Этот теоретический эксперимент придумали философы, который тормозит развитие технологий. В такой ситуации ей не придётся выбирать. Разработчики думают о том, как беспилотную машину остановить так, чтобы она вообще никого не убила, а не совершала выбор, кого ей давить.
СЖ: Если возьмём статистику ДТП и гибелью людей с беспилотным транспортом и живыми людьми, то она будет не в пользу человека.
Появление новых технологий — они скорее больше жизней спасут, чем погубят.
АН: Сегодня ежегодно на дорогах России гибнет около 20 тыс. человек. 3 человека за 6 лет тестирования — это статистика погибших при использовании беспилотного транспорта. Причём в двух случаях это был автомобиль Tesla, который «разбил» непосредственно самого водителя насмерть. И ещё один случай — Uber сбил женщину, которая переходила дорогу в тёмное время суток с велосипедом. За всё это время десятки беспилотников уже наездили миллионы километров.
Даже таксист за 10 млн км за всю свою жизнь не проедет, но обязательно попадёт в аварию. Это факт. За 10 млн км чисто статистически высока вероятность кого-то сбить насмерть, если за рулём человек. Если машиной управляет ИИ, то в ДТП у неё шансов попасть в разы меньше.
— Сможет ли ИИ полностью заменить человека?
СЖ: Если говорить о новых технологиях, то беспилотный транспорт появится раньше всего остального. Мы сейчас входим в новый Великий шёлковый путь, который продвигает Китай. Естественно поедут и грузовые машины, а в обозримом будущем и беспилотные грузовики. Потому что это экономически выгоднее, чем нанять экипаж из 2-3 дальнобойщиков. Поэтому желательно, когда это произойдёт, чтобы передвижение такого транспорта было в правовых рамках.
Отсюда вытекает ещё один момент — куда эту активную группу населения девать? Какую работу мы сможем им предложить, когда беспилотники войдут в нашу жизнь? По нашим прикидкам они окажутся без работы в течение 2-3 лет максимум. К сожалению, никак не решает эту проблему.
Сергей ГРУНЮШКИН
Доходит до лишения прав: новая разметка водителей в тупик
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео