Количество ДТП с электросамокатами растет, но в России они все еще приравниваются к пешеходам
Четыре ДТП со смертельным исходом и бесчисленное количество столкновений с пешеходами — результат отсутствия каких-либо нормативных актов относительно популярных электросамокатов. Сейчас они находятся на одной законодательной ступеньке с пешеходами. Это практически освобождает владельцев электросамокатов от какой-либо административной или уголовной ответственности в случае нанесения увечий в момент аварии. При наличии готовой концепции о внесении изменений в Правила дорожного движения — инициатива двигается медленно и сроки принятия конкретного решения до сих пор никак не обозначаются. По своим характеристикам электросамокат — экономичная и экологичная альтернатива городскому транспорту. Жители крупных российских городов все чаще выбирают его вместо автобусов, метро и автомобилей, которые неизбежно каждый день стоят в пробках. Но их движение регулируется законодательством — за счет этого на дорогах сохраняется какой-то порядок. Электросамокаты, в свою очередь, вообще никак в законе не обозначены — они все равно что пешеходы. Вот только пешеходы не носятся по тротуарам со скоростью от 20 км/ч и выше. Более того, этот вид транспорта не приравнивается даже к велосипедам. Безответственное поведение на тротуарах и дорогах и отсутствие контроля привели к большому числу аварий и травм. Порой не совместимых с жизнью. По дорогам и тротуарам Сейчас электросамокаты можно увидеть везде — как на проезжей части, так и на пешеходных зонах. Причем четкой схемы движения у них нет — каждый ездит как хочет. Такой транспортный хаос не может не создавать аварийную обстановку на дорогах и тротуарах. Только за прошлый год произошел 21 случай столкновения с автомобилями и 12 наездов на пешеходов. При этом последние вообще не классифицируются как ДТП, даже если человеку был нанесен вред здоровью различной степени тяжести. Формально это можно сравнить со столкновением двух пешеходов, которые условно не поделили тротуар. За прошедшие месяцы 2019 года было выявлено 46 инцидентов, один из которых — с летальным исходом. Председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов рассказал Daily Storm, что глобально со статистикой по электросамокатам ситуация довольно плачевная — аварии на дорогах еще как-то считаются, но то, что происходит в общественных местах вроде парков, оценить сложно. «Официальной статистики нет, но неофициальная по распоряжению руководства ГИБДД ведется. За последние полтора года в России зафиксировано четыре случая со смертельным исходом», — отмечает Соколов. Отсутствие какой-либо ответственности еще больше усложняет ситуацию: даже если пострадавшему был нанесен вред средней тяжести, владельцу электросамоката за это ничего не будет. Вопрос о компенсации можно решить через суд, но такое случается редко. Причина в том, что нарушители просто скрываются с места происшествия и найти их не представляется возможным. «Женщина с переломом позвоночника шесть месяцев не могла двигаться, а когда пришла в ГИБДД, ей сказали, что дело открыли и закрыли, потому что прошел положенный срок. Водитель при этом скрылся с места и ему за это ничего», — продолжает Соколов. Если такой автомобилист устроил ДТП и убил пешехода, то уголовной ответственности он не избежит. За подобное ему грозит до пяти лет тюрьмы. Владельца электросамоката в аналогичной ситуации будут судить по другой статье — причинение смерти по неосторожности. Это два года лишения свободы максимум. Но если для пьяного автомобилиста срок может увеличиться до 12 лет лишения свободы, то для владельца самоката не имеет значения, был он пьян или скрылся с места аварии, это все равно никак не повлияет на срок заключения. Если столкновение с самокатом закончилось не смертью, а травмами средней тяжести, то наказание будет почти формальным — за такое полагается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. А ведь в эту категорию входят, например, переломы и другие достаточно серьезные увечья. Решение есть, но когда будут приняты реальные меры — неизвестно По мнению Соколова, электросамокаты хоть и создают хаос на тротуарах, сталкивать их на проезжую часть тоже не совсем правильно. По-хорошему, необходимо категоризировать этот вид транспорта по мощности двигателя. Часть самокатов имеют признаки велосипеда. В ПДД о них написано, что средство может иметь электродвигатель с мощностью не более 250 Вт и должно развивать скорость не более 20 км/ч. «Самокаты с подобными характеристиками можно приравнять к велосипедам и разрешить передвижение по велодорожкам. Велосипедистам ведь тоже запрещено двигаться по тротуарам, за исключением детей до 14 лет. Также нужно ограничить их скорость до 10 км/ч, тогда превышение относительно скорости пешехода будет не столь значительное», — объясняет свою концепцию Соколов. При этом более мощные электросамокаты предлагается приравнять к мопедам, что уже подразумевает получение прав категории «М» и необходимость двигаться вдоль или по проезжей части. Однако самым важным на данный момент является законодательное определение ответственности владельцев самокатов. По мнению общественников — это то, что на сегодняшний день можно быстро реализовать. «Нужно заставить водителей не покидать место ДТП. Им нужно разъяснить, что ответственность за то, что они «уронили» пешехода и он получил тяжелые травмы, — уголовная. Сейчас об этом вообще никто не думает», — утверждает Соколов. В Мосгордуме инициативу «Союза пешеходов» поддержали — там тоже озабочены проблемой и собираются внести предложение в правительство. Обращались активисты и в Минтранс, но там предложение приняли неоднозначно. «В Минтрансе было много дискуссий на эту тему, потому что много заинтересованных лиц — прокатные конторы, магазины. Они все оказывают давление», — считает председатель «Союза пешеходов». Министерство транспорта подходит к вопросу не с точки зрения безопасности окружающих, а с точки зрения создания нового вида транспорта. По их мнению, это разгрузит автобусы, троллейбусы и поезда. «Союз пешеходов» считает эту идею утопической, как минимум потому, что зимой двухколесным транспортом пользоваться практически невозможно. Так или иначе, все предложения в какой-то момент встретятся в правительстве, где и будет принято финальное решение — правда, конкретные сроки обозначить пока сложно. «По срокам, с точки зрения поправок — все зависит от правительства. Если они посчитают, что вопрос актуален, то это можно сделать и за месяц», — отмечает Соколов. Тем временем продажи электросамокатов продолжают расти. За весенний период в этом году прибыль от реализации этого вида электротранспорта выросла в восемь раз — и это только в магазинах сетей «М.Видео» и «Эльдорадо». Европейское решение На Западе самокаты уже начали конкурировать с любимым европейским транспортом — велосипедами. С одной стороны, их поощряют — вреда экологии не наносят и горожане довольны. С другой — количество аварий, в том числе со смертельным исходом, сильно портит всю позитивную составляющую. Заниматься электросамокатами с точки зрения закона в Европе начали не так давно — большинство стран озаботилось этим вопросом только весной-летом 2019 года. Вопреки ожиданиям, законодательство от страны к стране получилось неоднородным — европейцы по-разному рассматривают проблему электросамокатов. Самую жесткую политику в этом отношении ведет Великобритания. Там для данного вида транспорта закрыты как автомобильные дороги, так и пешеходные зоны. Ездить можно лишь на частной земле с разрешения хозяина территории. Кроме этого, владельцам электросамокатов необходимо получать номерные знаки, страховку и права. Обязательным является и ношение шлема во время движения. Британская дорожная полиция не исключает возможности допуска электросамокатов до проезжей части — сейчас вопрос прорабатывается, чтобы сделать их движение максимально безопасным. А пока нарушителей ждет штраф в 300 фунтов и шесть штрафных баллов к водительским правам. Германия была более лояльна к владельцам портативного электротранспорта и в правилах от 15 июня 2019 года разрешила им двигаться по автомобильным дорогам и велодорожкам, но только по ним и со скоростью не более 20 км/ч. Кроме того, самокат должен быть обязательно застрахован, а вот шлем — опция добровольная. Правда, немецкого министра транспорта Андреаса Шойера больше беспокоит вопрос ужесточения законодательства относительно пьяных «водителей» электросамокатов в связи с большим количеством инцидентов с нетрезвыми гражданами. Министр был, кстати, одним из тех, кто хотел пустить самокаты на тротуары, но тогда он встретил сопротивление общественности — и предложение не прошло. Похожие ограничения скорости действуют во Франции и Швеции с той лишь разницей, что французы не против присутствия электросамокатов в пешеходных зонах. Максимальная скорость при этом должна составлять не более восьми километров в час. В Италии и Испании общенациональных законов относительно электросамокатов нет — там отдельные города в частном порядке решают, что с ними делать. Поэтому глобально в этих странах портативный электротранспорт регулируется слабо.