Войти в почту

Кого могут лишить права пользоваться каршерингом

Операторы каршеринга внедряют системы распознания манеры вождения сидящих за рулем арендованных авто, чтобы бороться с любителями агрессивной, то есть потенциально аварийной езды. Это нужная инициатива, но важно, чтобы не нарушались права порядочных граждан, которые формально соблюдают ПДД и могут быть заблокированы из-за недостаточно плавного движения, сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы Владимир Афонский. Какие ещё меры безопасности предлагали внедрить законодатели? Гонщики и дрифтеры ходят пешком В Санкт-Петербурге стартует тестирование новых алгоритмов оценки поведения на дороге пользователей каршеринга «Яндекс.Драйв». Как сообщают СМИ, новая система обрабатывает информацию с датчиков, фиксирующих усилие при нажатии на тормоз или угол поворота руля — все данные, которые говорят о совершении опасных манёвров. Санкции для водителей предусмотрены поэтапные: предупреждение, сокращение доступа к машинам разного класса и полная блокировка. Оператор каршеринга «Делимобиль» тоже тестирует систему распознавания агрессивной манеры езды — резких торможений, опасных поворотов и прочего. Уже сейчас сервис вычисляет «форсажников» с помощью телематических датчиков. Если водитель решит полихачить, то в конце заезда его аккаунт на время заблокируют. О серьёзных нарушениях сервис сообщает в полицию. Например, если программа распознаёт умышленный бросок автомобиля в управляемый занос (дрифт), то к псевдоспортсмену направят наряд ГИБДД, при этом доступ к сервису ему заблокируют уже навсегда. По данным СМИ, технологии распознания агрессивного вождения планируют ввести также YouDrive и другие операторы каршеринга. «Это важная и нужная инициатива, которая направлена прежде всего на обеспечение безопасности на наших дорогах», — оценил планы компаний зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. С другой стороны, понятно, что не всё может быть гладко с внедрением таких алгоритмов. Ведь пользователя могут заблокировать просто за резкие торможения и повороты при формальном соблюдении ПДД, допустил депутат. «Мы должны защищать интересы граждан. Субъективный подход и перегибы со стороны компаний и юридических лиц недопустимы», — сказал он «Парламентской газете». Впрочем, уверен парламентарий, санкции для лихачей будут вводить точечно и сдержанно, ведь любая компания заинтересована в привлечении клиентов. «Но мы будем внимательно следить за развитием ситуации, — заверил Владимир Афонский. — Проработаем предложения каршеринговых компаний, если они к нам обратятся. И обязательно примем меры, если будут только односторонние меры воздействия». Как ещё предлагалось обезопасить каршеринг Сервис проката автомобилей с поминутной оплатой развивается в России с 2015 года. С ростом операторов и пользователей каршеринга становится актуальным и вопрос безопасности. За рулём арендованных машин водители чувствуют себя более раскованно, думая, что их нарушения окажутся безнаказанными. А так как оформление аренды проходит дистанционно (с помощью смартфона), то за рулём могут оказаться нетрезвые люди или граждане, не имеющие права управлять транспортным средством. Всё это — риски для других участников дорожного движения. Потому последние годы власти регулярно выдвигают инициативы, призванные повысить надёжность и безопасность каршерингового сервиса в стране. Самая свежая — наладить взаимодействие ГИБДД с операторами аренды автомобилей, чтобы инспекция на регулярной основе предоставляла компаниям информацию о гражданах, лишённых водительских прав. С таким предложением 28 июня выступил петербургский депутат Алексей Цивилёв. Ранее он же предлагал распространить на каршеринговые компании статью КоАП, предусматривающую ответственность за допуск к управлению автомобилем пьяных водителей или людей без водительских прав. Впрочем, Госавтоинспекция и сама прорабатывает подобный сценарий: ещё в начале июня представители ведомства сообщили о планах создать в помощь каршеринговым службам единую базу данных о нарушителях ПДД и людях, лишённых водительских прав. В апреле депутат Госдумы Владимир Афонский поднял вопрос о разработке законопроекта, который обяжет оборудовать автомобили каршеринга алкозамками. «Сейчас эта инициатива прорабатывается с точки зрения правоприменительной практики, того, каким образом это можно решить», — сообщил депутат «Парламентской газете». Примерно в то же время депутат Госдумы Василий Власов обратил внимание на другую проблему: люди могут брать в аренду авто, используя чужой профиль. Так за рулём могут оказаться и несовершеннолетние россияне, и лишённые прав водители. Чтобы исправить эту ситуацию, парламентарий обратился к Минтрансу с предложением оборудовать такие автомобили камерами для идентификации водителя. В феврале об этой же проблеме говорил депутат Госдумы Михаил Романов, однако он предлагал идентифицировать водителей через сайт «Госуслуги». Что запрещено в каршеринге Уже сегодня операторы сервисов аренды автомобилей устанавливают для пользователей похожие правила. Подробные условия использования авто и размеры санкций за нарушения написаны в пользовательских соглашениях. Напомним о самых распространённых: Повреждение машины. Платит за повреждения тот, кто последним был за рулём. Поэтому важно осмотреть машину перед началом аренды и сообщить оператору обо всех замеченных несовершенствах. Курение. Некоторые компании оборудуют свои авто специальными датчиками дыма. Также о том, что в салоне было накурено, может сообщить следующий арендатор. Отключение отслеживающих устройств. Речь как раз о датчиках и гаджетах, которые сообщают операторам о передвижении, манере езды и месте парковки автомобиля. Как правило, об этом нарушении операторы узнают с помощью видеорегистраторов, установленных в салоне автомобиля. Неправильное завершение аренды. Сюда относится финальная парковка в неположенном месте, в том числе за пределами «зелёной зоны», незакрытые двери и окна и прочее.

Кого могут лишить права пользоваться каршерингом
© Парламентская газета