Войти в почту

Телематика для страховщиков: эволюция бизнеса

России не избежать повсеместного внедрения системы удаленного контроля транспортных средств. Широкое распространение телематики сократит мошенничество со страховыми продуктами ОСАГО и КАСКО. Платформа UBI Technologies помогает страховым компаниям России анализировать и оценивать качество вождения и вероятность возникновения ДТП, а в момент аварии моментально узнавать, какие именно детали пострадали и есть ли повреждения у водителя и пассажиров. Генеральный директор Игорь Хереш рассказал, что же такое телематика и как работает платформа умного страхования на практике. Будущее за IT-технологиями Игорь Анатольевич Хереш — выпускник Московского энергетического института (в 1999 г.). В 2001 г. закончил магистратуру в Техническом университете города Брно (Чехия) по направлению «деловое администрирование», в Стокгольмской школе экономики изучал маркетинг. Работал на руководящих должностях в нескольких западных компаниях, а также развивал собственный бизнес в России. С 2009 по 2011 г. был директором по развитию бизнеса в группе компаний «Геолайф Эшелон»; в 2012 г. — директором по развитию и продажам телематических устройств в ГК «Цезарь Сателлит»; в 2014 г. — в той же должности в «ВымпелКом ПАО». С 2015 г. является заместителем генерального директора по развитию бизнеса АО «Группа Т-1». В области телематики Игорь Хереш работает уже 14 лет. За это время он стал настоящим экспертом безопасности и противоугонной защиты автомобилей, а также внедрения систем мониторинга ГЛОНАСС и GPS. Игорь является одним из пионеров развития данного направления в России. Работая в ГК «Цезарь Сателлит», Игорь Хереш участвовал в разработке проекта ЭРА ГЛОНАСС (экстренное реагирование при авариях) по заказу правительства РФ. Его усовершенствование идет до сих пор. Цель разработки — снижение уровня смертности и травматизма на дорогах. Она позволяет сразу же оповещать все службы экстренного реагирования при авариях и других ЧС. Разработка дала возможность производителям автомобилей, а также страховым компаниям оказывать своим клиентам новые услуги и сервисы на базе телематических сервисов, в частности экстренное реагирование во время аварии, программа умного страхования, дистанционная диагностика автомобиля и ряд других. Сначала сигнал позволял оператору узнать только серьезность случившейся аварии — произошло повреждение бампера или лобовое столкновение. В перспективе система также будет определять, сколько человек находилось в автомобиле на момент аварии. Не на всей территории России сотовая связь работает устойчиво. При возникновении ДТП специальное устройство, установленное в автомобиле, мгновенно посылает сигнал с координатами места диспетчеру. Также предусмотрена возможность голосовой связи. На основании полученной информации на место высылаются те службы, в которых нуждаются пострадавшие (МЧС, скорая помощь, пожарные, полиция). Если ответа от водителя нет, то высылаются все службы. В 2019 г. он основал собственную компанию UBI Technologies. Это отечественный разработчик решений для рынка страховой телематики. Данная платформа оценивает и анализирует скорость и стиль каждого водителя. В зависимости от полученных данных можно более объективно рассчитать вероятность возникновения страхового случая и корректировать стоимость тарифной ставки при оформлении полиса. «Телематика во всем мире — это перспективное и динамичное направление с огромным потенциалом. Умные транспортные системы и автомобиль — все это может быть много большим, чем просто средством передвижения. Автомобиль способен стать активным помощником и советчиком, — считает Игорь Хереш. — У меня есть идеи и проекты, которые я хотел бы реализовать». Внедрение телематики минимизирует число ДТП и оптимизирует автострахование На данный момент проанализировано более 200 миллиардов километров телематических данных и свыше 400 тысяч ДТП во всем мире. Такой обширный объем информации дает возможность с высокой точностью распознавать опасных водителей и предупреждать страховые компании. Благодаря информации о манере вождения можно предсказывать, когда произойдет ДТП. Каждый водитель, чей автомобиль оборудован телематическими устройствами, получает свой скоринговый балл. Этот показатель складывается из нескольких параметров, в том числе стиля вождения, а также погодных условий, дорожного покрытия и ряда других. После анализа всех показателей можно предсказать возникновение ДТП по вине водителя и предотвратить его. «Телематика успешно применяется в ОСАГО в большинстве европейских стран (называется MTPL) и позволяет с точностью просчитать риски каждого. Отношения между клиентом и страховщиком становятся абсолютно “прозрачными”. Работает прямая зависимость: чем лучше ездишь, тем меньше платишь за полис. Страховая компания не включает в тариф излишние риски, — поясняет Игорь Хереш. — Технологии реконструкции ДТП и оперативная фиксация убытков помогают быстро получить картину аварии и оценить последствия». UBI Technologies с помощью телематических устройств зафиксировала необычные ДТП своих клиентов за последние полгода и опубликовала. Описанные аварии обошлись без человеческих жертв. Страхователям посоветовали, как действовать, чтобы избежать подобных случаев. Вот некоторые из них. Столкновение с животными, к сожалению, происходят довольно часто. В одном из таких ДТП лошадь погибла на месте. Сила удара составила 19g, что равно лобовому столкновению с Toyota, но человеческих жертв в этом случае избежать бы не удалось. Лошадь смягчила последствия удара. Также не редкость столкновение автомобилистов с велосипедистами (отмечается у каждого 6-го). Вот один из примеров. Skoda подъезжала к светофору по своей полосе со скоростью 10 км/ч, а велосипедист в это время объезжал машины в потоке. Поравнявшись со Skoda, он врезался в переднюю дверь, его отбросило на соседнюю машину и затем снова на переднюю дверь Skoda. Сила первого удара была 3g, а второго — 2g, достаточно ощутимая для велосипедиста. Toyota припарковалась на площадке гипермаркета (далеко от входа), и через 5 минут в нее врезалась продуктовая тележка. Удар был несильным, вреда машине не причинил, но в это время мимо проезжала Mazda. Она врезалась в эту тележку, которая с новой силой ударила Toyota. Сила повторного удара уже составила почти 4g. Автомобиль Kia направлялся за город. Трасса была заполнена, и скорость потока составляла не более 50 км/ч. Водитель Kia торопился и подтолкнул ехавший перед собой автомобиль. Сила удара составила 4g (как в случае с продуктовой тележкой). Телематические девайсы в действии «Мы смогли создать эффективную платформу для страховых компаний, проверенную на больших рынках. Сегодня она эффективно работает в России», — заявил Игорь Хереш. Он также объяснил, как все происходит: «Владелец автомобиля обращается в страховую компанию, чтобы получить полис. На АКБ машины устанавливается небольшой блок. Он считывает скоринговый балл: резкие ускорения и торможения, повороты, перестроение, превышение скорости — стиль вождения. Скоринг — это также тип дорог, время суток и ряд других условий. Балл помогает оценить, какова вероятность того, что клиент принесет убытки (его рисковость)». До внедрения телематики страховые компании могли предлагать только стандартные тарифы. Водителей сначала разделяли на группы по таким параметрам, как пол, возраст или стаж. Позже появились аккаунты в социальных сетях, данные банков и операторов сотовой связи. Но эту информацию было сложно применить при оценке рисковости. Теперь в интерфейсе можно фильтровать данные клиентов по типу и дате нарушений ПДД, опыту вождения, типу дорог и так далее. Кроме того, показатели каждого водителя можно сравнить со среднестатистическими. Сколько это стоит и что дает «Для клиентов умное страхование выглядит привлекательнее. Мы подсчитали, что в случае подбора индивидуального тарифа прирост составит около 200 тыс. полисов в год. На 30% больше клиентов захотят продлить умный полис», — уверен Игорь Хереш. Выплаты по убыткам снизятся, так как рисковость определяется довольно точно. Клиенты, которые любят попадать в неприятности, получат повышенный тариф, и наоборот. Оснащение телематическим устройством также помогает быстро реагировать на аварию и как можно раньше оказать помощь (отправить скорую помощь, пожарных, МЧС, полицию) благодаря первичному оповещению о ДТП. Оператор сразу фиксирует его время, место и повреждения автомобиля. Полная информация о ДТП отражается в интерфейсе. Объективные данные телематики позволяют избегать мошенничества и ускоряют процедуру возмещения ущерба. «По нашим подсчетам, за счет внедрения телематики в год страховая компания может увеличить свой доход минимум на 30-35%», — рассказал Игорь Хереш. Подводя итоги На данный момент в России телематика может быть использована только в КАСКО. Это не очень большой сегмент рынка автострахования. По данным «Автостат» за 2018 г., в ОСАГО заключено 38 млн договоров, в КАСКО — 4 млн. Страховая телематика — это стимул для водителей для усовершенствования стиля вождения. Чем выше безопасность, тем меньше траты. Аккуратным клиентам выгодно пролонгировать свой умный полис, а это повышает лояльность страховой компании. Автор: Кристина Фирсова

Телематика для страховщиков: эволюция бизнеса
© Инвест-Форсайт