С 1 сентября оформить ДТП в России можно будет через мобильный телефон, не вызывая полицию. Это еще больше упростит общение между попавшими в аварию водителями и страховыми компаниями. Какие перспективы у системы, разработанной Российским союзом автостраховщиков? Недавно на выезде из бизнес-центра, где находится редакция Business FM, столкнулись два автомобиля. Несмотря на незначительные повреждения, водители ждали ГИБДД три часа. Все это время выезд был заблокирован. У российских автомобилистов до сих пор очень сильна привычка при малейшем ущербе для автомобиля дожидаться гаишников. При этом многие водители не вспоминают о том, что за вызов по незначительному поводу их могут оштрафовать. Со временем эта привычка уйдет в прошлое, поэтому возможность онлайн-оформления европротокола — хорошее начинание, уверен руководитель департамента страхования «Финансового университета» Александр Цыганов. Александр Цыганов руководитель департамента страхования «Финансового университета» «Прок в перспективе будет, но, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Возможность фиксации различных событий на видео, большее доверие к этой фиксации, оно растет. С развитием техники сами машины начинают фиксировать повреждения. Есть привычка, что нужно вызывать ГИБДД, чтобы все зафиксировать. В некоторых случаях страховые компании, кто страхует каско, требуют, чтобы была фиксация как можно более подробная. Третье — это всевозможные каршеринговые компании, которые тоже часто рекомендуют фиксировать все в полном объеме. Все вместе это препятствует более полному внедрению европротокола». Документы на автомобиль, страховые полисы и данные о ДТП будут храниться на портале в личном кабинете водителя, а для подтверждения согласия водителей с обстоятельствами аварии будет использоваться электронная подпись. Ускоренное оформление уменьшит число пробок на дорогах, говорит вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров. Владимир Александров вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев «В любом случае, когда законодательно принимается что-то, облегчающее жизнь, конечно, это хорошая инициатива. Однако важно, как дальше это будет реализовано на практике. Вне всякого сомнения, скорее всего, на первом этапе будет так же, как и было после внедрения ОСАГО, и после внедрения оформления без участия сотрудника ГИБДД. Главное, чтобы страховые компании принимали такие документы, а самое главное, чтобы они осуществляли по таким документам страховые выплаты». Я сам однажды оформлял европротокол в Европе после незначительной аварии и могу сказать, что это очень просто и быстро — на все про все ушло минут десять, после чего мы разъехались. При этом существует четкое ощущение, что мелкая аварийность, так называемые поцелуйные аварии, в Европе случаются гораздо реже, чем в России. Никто из опрошенных Business FM специалистов не знает про существование подобной статистики, но все согласны с таким тезисом. Вот какова причина этого, считает координатор службы европротокола Глеб Виленский. Глеб Виленский координатор службы европротокола «В основном это обусловлено состоянием транспортного парка. У нас средний возраст автомобилей превышает 12 лет до сих пор. А второе — это организация дорожного движения в Европе. Даже в глубинке дороги с разделительной, с отбойниками. У нас до сих пор даже в Москве применяется несколько разных схем обозначения пешеходных переходов. Даже простую вещь — дорожные знаки меньшего размера — с большими боями в Москве внедряют при определенном сопротивлении ГАИ, хотя это совсем элементарные вещи». Скачать приложение «ДТП европротокол» можно в App Store и Google Play. Для регистрации в него надо ввести данные полиса ОСАГО и войти в сервис через «Госуслуги». Европротокол, то есть упрощенный формат создания документов о ДТП без участия сотрудников полиции, был введен в России в 2009 году. Им могут пользоваться водители, у которых нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, когда не причинено вреда здоровью. Ну и, конечно, если у его участников есть действующие страховые полисы ОСАГО.