Почему в Крыму борьба с незаконными перевозчиками уничтожает легальный бизнес 

Почему в Крыму борьба с незаконными перевозчиками уничтожает легальный бизнес
Фото: Российская Газета
Все, кто ездил по Крыму на междугородних автобусах, могут вспомнить эту «картину маслом»: стоит водителю отъехать на 50 метров от вокзала, как его уже ждут «безбилетники». Пассажиры посмелее договариваются с водителем прямо на перроне.
— Я успею за билетом в кассу? — спрашивает запыхавшаяся девушка, подбежавшая к автобусу ровно ко времени его отправления.
— Зачем за билетом? Садитесь так, — добродушно приглашает водитель.
Через несколько минут в салон автобуса заходит не менее добродушный контролер и спрашивает: «У кого есть билеты — предъявляем! Вы без билета, девушка?» — ласково говорит он опоздавшей в кассу пассажирке и уже спешит из автобуса, объявив его официальное отправление. Затем они отходят с водителем за машину, чтобы «поговорить», и водитель рассчитывается с контролером за своих безбилетников.
Такие же автобусы стоят на всех автостанциях, около железнодорожного вокзала Симферополя, и в них зазывают пассажиров на популярные маршруты — до Ялты, Севастополя, Евпатории и других городов — минуя кассу.
Решительные меры против «левых» рейсов, «подсадчиков» и нелегальных перевозчиков по личному распоряжению главы региона начали принимать нынешним летом. Около 50 процентов рынка пассажирских перевозок было в тени и два года назад. Но выводить перевозчиков из тени начали только с июля 2019-го. К кампании привлечены и , , и  региона.
— Мы были на железнодорожном вокзале Симферополя и видели наглость и хамство нелегалов. Плевать они хотели на всех. Бездеятельность органов власти в массовом количестве, — выразил свое возмущение Аксенов во время выездного совещания в Черноморском районе.
Прошли увольнения должностных лиц «Крымавтотранса», обыски и «разговоры с коллективом».
Но на рынке в соответствии с федеральным законом существуют несколько видов перевозок: регулярные и частные, заказные, которые могут выполняться с какой угодно регулярностью, следовать по любому нужному заказчику маршруту и, действительно, «проходить мимо кассы».
— При регулярных пассажирских перевозках автобусы ходят по расписанию круглогодично или сезонно. Их заказчик — сам субъект федерации, оператор — «Крымавтотранс», который продает билеты. Нерегулярные — это, скажем, автобус гостиницы «Ялта-интурист», который встречает гостей в аэропорту и довозит до отеля. Это частная заказная пассажирская перевозка. Для ее организации сегодня тоже нужна лицензия. Вопрос в том, где этот перевозчик берет пассажиров, — объясняет экс-министр транспорта РК .
По его словам, даже частный перевозчик, работающий по заказу, не имеет права «ловить пассажиров под забором у украинской границы» или на вокзалах и автостанциях.
— Заказные перевозчики, назовем это своими словами, воруют пассажиропоток у регулярных, — уверен Цуркин.
Официально работающий частный перевозчик должен, помимо пакета соответствующих разрешительных документов, иметь списки пассажиров, которые представляют из себя не случайных попутчиков на перроне автостанции, а организованную группу людей, заведомо знающих номер своего автобуса и его маршрут.
— Если вы купили экскурсию у туроператора, вас приехал встречать автомобиль «Библиоглобуса» — он что через кассу должен идти? Нет, конечно, — говорит Анатолий Цуркин. — Трансферные и экскурсионные перевозки нельзя загнать в «Крымавтотрнанс». Если пассажиры едут со стороны Украины, они должны группой, гуськом, с именным списком, идти к своему автобусу, на котором должна быть табличка «Заказной», а не «На Симферополь». Но в большинстве случаев у водителей нет списков пассажиров.
Любопытно, что правовой принцип организации заказных перевозок, который описал специалист и который в полной мере соответствует ФЗ N259, регулирующему деятельность частных перевозчиков, оказался под угрозой в условиях тотальной войны с нелегалами на колесах.
— Нам сейчас создают невыносимые условия, чтобы мы не могли работать. У нас есть лицензии, списки пассажиров, все документы. Когда поняли, что с документами полный порядок, сдвинули на полтора километра приграничную зону, где мы высаживали пассажиров, едущих на Украину, — рассказывает предприниматель Артур Алимов. — Вот мне звонят люди, заказывают машину — нужно довезти людей до границы. А я не могу их довезти, вынужден высадить людей за 1,5 километра, и они должны идти до нее с чемоданами и сумками по жаре пешком.
У Артура Алимова семь машин Sprinter, две из которых возят пассажиров до пунктов пропуска на границе с Украиной и обратно. По его словам, полиция не находит другой возможности пресечь его деятельность, кроме как пригрозить найти в машине «что-нибудь запрещенное». Водители стали бояться ездить в этом направлении.
— Нас стали штрафовать при каждой остановке — находят причины. Я потратил 150 тысяч рублей на установку кондиционера в машине — на те же крепления и в то место, куда предусмотрено конструкцией автомобиля. Но полиция объясняет, что это — переоборудование машины, и кондиционер или телевизор в салоне надо вносить в техпаспорт. И нас штрафуют вместо того, чтобы упростить систему узаконивания этих изменений, — говорит Артур. — Штрафуют за переработки: у нас же стоят тахографы. Но без переработки вы просто не сможете съездить в Армянск и обратно!
Перевозчики уверены, что рынок пассажирских перевозок в Крыму монополизируется, зачищается под своих — на деятельность которых силовики по-прежнему закрывают глаза.
— У меня есть лицензия на перевозку пассажиров, страховка на машину, страховка на пассажиров, путевой лист и договор фрахтования. Ко мне за услугами может обратиться компания: у меня, например, есть договор с туроператором, от которого я за день получаю электронную заявку со списком пассажиров. Если мы забираем туристов с границы, то там, на Украине, комплектуют группу по 18 человек, звонят мне: «Артур, встречай людей», — а людям дают данные водителя и номер машины. Ко мне может обратиться частное лицо — вот вы, например. Я вам — договор фрахтования, вы напишите свои данные, ИНН, ОГРН, распишитесь, дадите список пассажиров — и поехали, — объясняет предприниматель свою схему работы.
Чтобы бизнес, действующий в рамках 259-ФЗ ("Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта") и постановления N112 ("Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"), работал в Крыму и впредь, предпринимателям предлагают «зайти под вокзал» — заключить договор с государственным оператором. Формально это требование мотивируется тем, что частные перевозчики, которые возят пассажиров «по заказу», пользуются, в том числе, и инфраструктурой автостанций и вокзалов. При этом в постановлении правительства РФ отмечено, что «пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц (то есть по заказу), могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок». Никаких дополнительных требований к перевозчикам в этом пункте федеральный документ не прописывает.
— У нас появилось очень много вопросов. Зачем мы должны заключать договор с автовокзалом или автостанцией, если мы работаем по договору фрахтования? — удивляется Артур Алимов. — Они хотят, чтобы мы привозили к ним наших пассажиров, хотят продавать им билеты, потом деньги пересылать нам — а мы им будем отчислять по 16 процентов с каждого пассажира.
Перевозчики уверены, что частный бизнес в сфере перевозок вряд ли ждет радужная перспектива. Алимов говорит, что к концу года при подобном развитии событий или всех предпринимателей вынудят пойти на заключение договора с государственным оператором, или начнут лишать лицензий. В любом случае, считают перевозчики, кампания по борьбе с «нелегалами» ударила по ним не меньше, чем по самим «нелегалам»..
Видео дня. Школьники собирают лимузин из советских машин
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео