Столичная Госавтоинспекция раскритиковала систему доступа к автомобилям каршеринга. Дистанционная проверка документов, используемая компаниями, позволяет садиться за руль злоумышленникам по подложным аккаунтам, сообщает «Коммерсант». Москва — крупнейший рынок услуг краткосрочной аренды автомобилей в России. К концу года в системе ожидается регистрация свыше 25-ти тысяч машин. Проверка водителей, предпочитающих брать авто в краткосрочную аренду, велась с июля этого года. Зарегистрировано около 100 ДТП с участием машин каршеринга. Из более, чем 9 тысяч почти 3 тысячи водителей наказаны за нарушения ПДД. Из них 60 управляли машиной без документов, 59 были пьяны или отказались от медицинской проверки, и 21 водитель на встречку. Отдельные претензии у дорожной полиции к системе удаленной верификации клиентов. Мол, некоторые злоумышленники, у кого нет прав или удостоверение изъято, пользуются для получения машины поддельными аккаунтами. Сервисы внимательно следят за достоверностью данных, поэтому таких случаев ничтожно мало, отмечает со-основатель каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова. Екатерина Макарова со-основатель каршерингового сервиса BelkaCar «Проблема исчерпывается, потому что при регистрации нужно делать селфи в реальном времени, соответственно. Если раньше можно было купить какие-то документы, то сейчас это уже достаточно сложно сделать. Что касается передачи аккаунта, то аккаунт привязан к телефону. Каждое действие: вы зарегистрировали машину, списали деньги, — тут же приходит push на телефон. То есть человек точно знает, что он зарегистрировался и кто-то под его аккаунтом есть. Если я зарегистрировался, и под моим аккаунтом кто-то ездит, первое, что я сделаю, это позвоню и буду выяснять, что происходит». С Макаровой согласен издатель портала «Трушеринг.ру» Юрий Николаев. — Если говорить про последний отчет, который был предоставлен в инспекции, то критика в отношении фэйковых, так называемых, аккаунтов вообще смешная, потому что по их же данным на 9 тысяч проверенных автомобилей, шесть случаев выявлено. Но, это просто смешно. Мне кажется, угоняют машины гораздо чаще, или передают ключи третьим лицам, чем фэйковые аккаунты. — Какие меры могут быть внедрены ГИБДД? — Есть прекрасная мера, она действует в Европе, сначала скорринг клиента, потом созвон с ним дистанционно по скайп-колу, где оператор может видеть человека и идентифицировать его личность. Это дополнительные расходы у бизнеса и снижается скорость регистрации клиентов, но это вполне действенная удаленная мера — не надо приезжать в офис и подписывать документы лично. На заре каршеринга в сети действительно была масса сайтов, предлагавших за 3 тысячи рублей ложные аккаунты. Сейчас такого нет. Для регистрации нужно прислать фото паспорта, прав и актуальное селфи с паспортом. Хотя нюансы верификации в разных сервисах отличаются. Автомобилист Сергей пользуется каршерингом почти ежедневно. Сергей автомобилист «Карусель» требует селфи на фоне автомобиля, «Яндекс драйв» или «Делимобиль», у них если у тебя истекает срок твоих воительских прав, они тебе напоминают, что тебе необходимо обновить, иначе твой аккаунт будет недействителен. За этим они следят. Я слышал о случаях, когда они звонили, чтобы сверить голос, задавали какие-то вопросы. Но некоторые, например, я езжу до сих пор, не поменял в аккаунте свои права, те, которые истекли. Получается, что они до сих пор в системе, и я продолжаю пользоваться аккаунтами, хотя я не предоставлял новое водительское удостоверение, им было абсолютно все-равно». Эксперты сходятся в том, что если запретить компаниям онлайн-регистрацию водителей, то каршеринг перестанет развиваться. Совсем.