Что делать, если вы забыли вещи в такси?

Как правило, большую часть вещей пассажиры оставляют в салоне в ночное время суток между 23:00 и 01:00 — в конце дня концентрация внимания минимальна и забыть что-то в машине очень просто. — Чаще всего люди оставляют кошельки, телефоны, папки с документами, ключи и другие ценные вещи. Но бывало, что забывали, к примеру, гитару или целую микроволновую печь, лопату или меч, а также 5 литров соуса для барбекю или 3 литра шампанского, — рассказывает Екатерина Хан, руководитель российского представительства транспортной платформы Bolt. — Первый шаг после обнаружения пропажи — это звонок водителю такси и сообщение о потере вещи. Если с водителем по какой-то причине невозможно связаться, нужно обратиться в службу поддержки через приложение, либо позвонить напрямую в офис компании такси-агрегатора. Добросовестные водители и агрегаторы такси стараются вернуть пассажиру забытую в салоне вещь с минимальными потерями времени и нервов. Мы стремимся сделать это в течение первых суток после совершенной поездки. Необходимо сообщить подробности случившегося: что конкретно забыто (если телефон — уточните производителя и модель, если кошелек — цвет); время поездки, направление, марку и номер автомобиля, имя и контакты водителя (всё это можно посмотреть в приложении в разделе «История поездок»). В большинстве случаев вещь находится быстро, но водитель уже уехал в другое место. Тогда забывчивый пассажир может по желанию оплатить доставку, ведь водитель потратит дополнительное топливо и свое время. Разумеется, это не должно превращаться в «выкуп» за вещь — такое поведение неприемлемо. Если водитель потребовал возмещение, размер которого несоразмерен с транспортными расходами на доставку забытой вещи, пассажир имеет полное право заявить в полицию об отказе водителя в возврате вещи, что является наказуемым с точки зрения закона (ст. 163 или 158 УК РФ). Обнаружив забытую вещь, водитель обязан составить акт, в котором описывается найденная им вещь и все обстоятельства. Если пропажа обнаружилась сразу, и водителю удалось связаться с клиентом и договориться о возврате, эта формальность часто не выполняется. Если найти пассажира не удается, водитель связывается с ответственным представителем агрегатора или таксопарка. В нескольких нормативных актах указано, что подозрительные вещи (пакеты, сумки, чемоданы с содержимым, которое издает звуковые сигналы) трогать запрещено, а водитель в таких случаях должен обратиться в правоохранительные органы. На практике «подозрительные вещи» забывают довольно редко. Но своевременный контакт водителя с правоохранительными органами (если хозяин вещи не объявился, ее обычно сдают в полицию) может помочь, если потерявший вещь пассажир решит, что ее украли и/или обратится с заявлением в полицию. Часто бывает так, что один пассажир покидает машину, а второй сразу садится. Если вещи, забытые кем-то в салоне такси, обнаружил другой пассажир, то копия акта также отдается и ему. Однако новый клиент может не сказать о находке водителю, а просто забрать обнаруженную вещь себе, тогда она вряд ли вернется к прежнему хозяину. Несмотря на то, что водителям рекомендуют осматривать салон после каждого пассажира, когда один клиент вышел из машины, и тут же сел другой, это просто невозможно выполнить. Недобросовестных водителей, к счастью, меньшинство — в подавляющем большинстве случаев потерянные клиентами вещи находятся сразу и возвращаются. Но нужно понимать, что как такового состава преступления в том, что водитель нашел в салоне забытую вещь и не сообщил об этом сам, нет. После оповещения о пропаже водитель по закону обязан осмотреть салон такси на предмет подозрительных или потенциально опасных предметов. Если пассажир уверен в том, что в ситуации есть состав преступления и готов принять активные меры, ему стоит обратиться в полицию с заявлением, после чего соответствующие органы власти проведут расследование и суд. Компания, предоставляющая услуги такси, будет обязана содействовать полиции в расследовании, в частности, предоставить необходимую информацию о водителе. Но судебные издержки могут оказаться выше стоимости потерянной вещи. Водитель такси не несет ответственности за сохранение утерянных клиентами личных вещей, согласно разделу V «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112). В то же время Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 26 гласит: «Договор перевозки пассажира — это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу». Чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с потерей вещей в такси: Проверяйте наличие своих вещей перед выходом из машины. Перед тем, как закрыть дверь в салон автомобиля, осмотрите его и убедитесь, что ничего не выронили. Для заказа такси выбирайте компании с хорошей репутацией на рынке, у которых много положительных отзывов как от пассажиров, так и от водителей.

Что делать, если вы забыли вещи в такси?
© ИД "Собеседник"