Могут ли московские таксисты ездить без навигатора?
Комитет по финансовому рынку и комитет по транспорту Госдумы намерены синхронизировать подготовку ко второму чтению двух законопроектов, касающихся такси. Об этом заявил глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, сообщает «Финмаркет». По его словам, законопроекты такси и страховании их пассажиров на два миллиона рублей могут быть приняты этой осенью. Аксаков отметил, что в группе такси — более высокая аварийность, есть смертельные случаи ДТП с пассажирами. По мнению экспертов, одной из причин такой ситуации является абсолютное незнание города многими водителями, которые перемещаются по столице исключительно с помощью навигатора. Могут ли московские таксисты ездить без электронного помощника? Владелец собственного такси, предприниматель Алексей отметил, что в больших компаниях сдают специальный экзамен на знание города. — У меня на работу принимают только после сдачи экзамена по знанию Москвы. Как в других компаниях — я не знаю. Если взять «Яндекс.Такси», они просто берут человека, сажают, лишь бы были какие-то водительские удостоверения, потому что все больше и больше иностранцев работает. В больших компаниях экзамены сдают. В Gett сдают сто процентов, или там смотрят все документы и так далее. — То есть, скорее, иностранцы путаются и не знают город? — Сто процентов. Они и бьются, и путаются. Я здесь родился и вырос, я знаю Москву как свои пять пальцев. Мне навигатор нужен, только когда я не знаю номер дома. Вы же не можете знать номера всех домов. Навигатор нужен, если я, допустим, исследую какие-то пробки и движение, как лучше проехать по скорости именно. Некоторых водителей навигатор не понимает, потому что они не очень по-русски разговаривают, даже до такого доходит. Таксист Александр, который работает с несколькими агрегаторами, считает, что в использовании навигатора нет ничего плохого. «А то, что люди, используя навигатор, не могут нормально доехать, это проблема. Я использую навигатор для информации о пробках. Кроме того, в Москве несколько тысяч улиц и переулков, сложно запомнить такое количество. Но когда адрес очень простой — Ленинградское шоссе или какие-то большие улицы, и передвижение ночью, то навигатор фактически не нужен. Я выключаю, чтобы он не слепил глаза. Если мы хотим накормить всех, то нам придется использовать муку второго сорта или, может быть, третьего. Поэтому в массовых категориях — «эконом», «стандарт» — неизбежно будут водители, которые не знают города. Пассажиры адаптируются и к этому, клиенты прокладывают маршруты на своих навигаторах, в том числе из-за того, что водители проезжают повороты, едут по кругу, клиенты опаздывают. Но это неизбежная плата за относительную дешевизну услуги. Что можно людям посоветовать? Можно пользоваться классами выше. Сейчас, наверное, «комфорт плюс» — это уже некоторая гарантия того, что водители сдают более серьезные экзамены». Водитель такси Василий, работающий со всеми агрегаторами в категории «премиум», отметил, что для этого сегмента обязательно знание города. — Была такая картина: GPS дал сбой и все навигаторы показывали, что все машины находятся в «Шереметьево». Соответственно, навигатор не может везти человека по указанному маршруту, потому что машина находится в одной стороне, а навигатор показывает другое. В этот момент желтые такси все вставали, потому что они не знают дорогу. Но у нас в премиум-сегменте идет обязательное знание города. — А вы какие-то экзамены сдаете? — Да, конечно. У нас проверки часто, тайные покупатели бывают. Бывает, клиенты садятся, называют адрес и говорят: прошу ехать без навигатора. Если человек не будет знать, как подъехать к такому-то дому или к такому-то отелю, он будет человека возить кругами, а человек в этом сегменте ценит не столько деньги, сколько время. Если поступают жалобы в агрегатор, он часто блокирует таких водителей и вызывает на переаттестацию. На дороге я боюсь каршеринги, желтые автомобили. Это опасные водители: они с левого ряда перестраиваются на Садовом кольце в правую сторону, могут остановиться посередине дороги, потому что поступил заказ. Пока у него откроется навигатор, пока он увидит маршрут, он все это время будет стоять тупо в полосе и ждать, как ему ехать. Бывает, попадаются даже 18-летние водители, хотя в такси допускаются люди только со стажем от трех лет. То есть минимум должен быть возраст 21 год. Ранее исследователи из Университетского колледжа Лондона сделали вывод, что у таксистов, которые ездят по навигатору, уменьшается мозг. Ученые сканировали мозг 79 стажеров транспортных компаний перед тем, как те приступили к заучиванию автомобильной карты британской столицы. В среднем это занимает три-четыре года, поскольку лицензированный таксист должен знать практически каждый дом на каждой из 25 тысяч лондонских улиц. Затем мозг был просканирован еще раз уже после сдачи экзамена. У тех, кто сдал на отлично, ученые зафиксировали увеличение гиппокампа — часть мозга, которая, среди прочего, отвечает за пространственную память и навигацию. У заваливших экзамен подобных изменений в мозгу обнаружено не было. А у тех, кто ездит только по навигатору, это часть мозга уменьшалась.