Войти в почту

Пять плюсов и минусов. Что изменила транспортная реформа в Башкирии за год

15 октября 2018 года на оперативном совещании в правительстве только вступивший в должность врио главы Башкирии Радий Хабиров возмутился творящимся на дорогах региона беспределом – количеством нелегалов, качеством пассажирского транспорта, хаотичной организацией маршрутов. И объявил о начале транспортной реформы. Сегодня исполнился ровно год, как началась эта борьба. Какие положительные изменения ощутили пассажиры, а какие проблемы так и не удалось решить, разбирался «АиФ-Уфа». Борьба с нелегалами Плюс: в Уфе исчезли незаконные перевозчики По данным регионального госкомтранса, по Уфе ездили 1400 автобусов, не имеющих право перевозить пассажиров. Это треть от общего числа всего общественного транспорта в городе. Проверки показали, что четверть этих автобусов не соответствовала требованиям безопасности. Годовой объем теневых доходов перевозчиков, работавших вне закона, только в Уфе оценивался в 4 млрд рублей (по республике – около 7 млрд). Это та сумма, с которой не выплачивались никакие налоги. В 2018 году частные перевозчики перечислили в бюджет всего 11 млн рублей. В июне 2019 года глава госкомтранса объявил, что рынок пассажирских перевозок в Уфе полностью освободился от нелегалов. В Уфе с маршрутов «Башавтотранса» были убраны маршруты несанкционированных перевозчиков №О51, 234, 3, 74, 226, 255, 290 и многие другие, частично дублирующие маршруты госперевозчика. Минус: дефицит автобусов, неудобный график Автобусы на многих маршрутах, где раньше активно работали нелегалы, теперь приходится ожидать гораздо дольше, чем до начала реформы. В течение года за счет покупки нового транспорта частично проблема была решена, но далеко не везде. Так, интервал движения транспорта на маршруте №3 «ул.Дзержинского – мкр.Белореченский» раньше по будням составлял около 10 минут, сейчас – 20-40 минут. В выходные – от полутора часов. «Раньше форды и мерседесы маршрута №255 ездили каждые 5 минут! Сейчас уехать вечером с Центрального рынка невозможно!!! А уж о следующих нескольких остановках я вообще молчу! Там 255 просто не останавливается, потому что битком все!!!», - пишет один из пользователей в группе «Башавтотранса» в социальной сети. На частоту движения транспорта жалуются и пассажиры, передвигающиеся по популярным маршрутам №51, №30 и многим другим. Тяжело стало и жителям, живущим в пригороде Уфы. Ситуация не такая острая, как в первые дни реформы, но на некоторых направлениях остается сложной. Так, жители коттеджного поселка Зубово Лайф-2, жилого комплекса Зубово Лайф Гарден и села Зубово жалуются, что на единственном маршруте частного перевозчика по утрам и вечерам пассажирам приходится биться за место в салоне автобуса. Жалуются на перебои с транспортом жители сел Алексеевка и 8 Марта и т.д. Обновление транспорта Плюс: стали закупаться новые автобусы С улиц исчезли опасные «Пазики» с газовыми баллонами на крышах. Уфимская «достопримечательность», которая вызывала искреннее удивление гостей города, ушла в историю. Если быть точнее, на начало июля 2019 года по городу разъезжали 117 таких пассажирских автобусов, сейчас остался только один. К 30 октября должна быть поставлена точка. Хотя процент нового транспорта еще совсем небольшой, новые автобусы на улицах заметили многие горожане. Один из самых крупных частных перевозчиков – ИП Батыров, работающий на таких популярных маршрутах как №249 и 266, заменил часть старых автобусов ПАЗ на «новые пазики», как их прозвали в народе, - автобусы среднего класса марки Vector NEXT. По данным регионального госкомтранса на июль 2019 года, частники приобрели 63 новых автобуса этой марки, еще 177 должны быть закуплены до конца года. Госперевозчик «Башавтотранс» также начал выводить на городские маршруты Уфы новые автобусы. В конце августа на городские маршруты вышли 90 автобусов среднего класса той же марки Vector Next, в начале сентября маршруты №№ 51, 69, 74, 110, 110С стали обслуживать 12 «Нефазов». Все они оборудованы мягкими креслами и ремнями безопасности, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, тахографами, электронными рейсоуказателями. Минус: автобусы невместительные и не хватает водителей Горожане жалуются в социальных сетях, что вместо больших вместительных автобусов, как было обещано, город заполонили пусть и новые, но те же небольшие пазики, которые не вмещают всех пассажиров в час пик. По данным госкомтранса, до конца года все-таки ожидается поступление 96 больших автобусов, которые госперевозчик планирует распределить по наиболее востребованным маршрутам. Еще одна нерешенная проблема – нехватка водителей. На некоторых маршрутах возникла ситуация – автобусы есть, а людей недостаточно, из-за чего интервал движения остается большим. По этой же причине госперевозчик не возит пассажиров в позднее время – в 21-22 часов дождаться автобусов невозможно. В декабре 2018 года руководитель «Башавтотранса» заявлял, что предприятию нужны еще 300 человек, чтобы автобусы могли ездить до 11 часов вечера. На днях стало известно, что пока только на двух маршрутах - №№51 и 69 – удалось ввести двусменный график. «Работа по привлечению кадров ведется», - прокомментировали в управлении транспорта и связи администрации Уфы. Судя по объявлениям на официальных аккаунтах госперевозчика, платить водителям готовы до 40 тысяч рублей, кондукторам – до 25 тысяч рублей. Междугородние перевозки Плюс: со всех райцентров Башкирии теперь можно попасть в Уфу Были возобновлены перевозки в Уфу из 14 районов республики. В 50 районах маршруты обслуживаются автобусами «Башавтотранс», вчетырех - официальными частными перевозчиками, имеющими всю разрешительную маршрутную документацию. Минус: на междугородних маршрутах нелегалов вывести ещё не удалось Водители, не имея разрешений, возят пассажиров между городами и районами, повесив табличку «заказной». Один из распространенных видов транспорта – пяти и семиместные минивэны «Лада Ларгус» с багажником на крыше. В социальных сетях жители рассказывают, что часто таких перевозчиков можно увидеть на дорогах в сторону городов Белорецк, Магнитогорск, Учалы, села Аскарово. Возят они и в другие города как республики, так и соседних регионов. Из Уфы забирают пассажиров возле Центрального рынка, универмага «Уфа», Южного автовокзала и других мест. «Как ни посмотришь, водители такси в кафе в Инзере (село в Белорецком районе – прим.) покупают энергетики,так как ездят много, не высыпаются. Некоторые из них ездят 150-160 км в час - сами видели, когда ехали за «Ларгусом», - написал один из пользователей на странице главы региона в социальной сети. И. о. председателя гостранса республики Тимур Мухаметьянов 8 октября на встрече с журналистами заверил, что до конца 2020 года нелегалы исчезнут и на междугородних маршрутах. Внедрение транспортной карты Плюс: появилась единая транспортная карта «Алга» Карта была введена в первую очередь для того, чтобы сделать прозрачными денежные потоки, крутящиеся в этой сфере. На начало октября 53 перевозчика по республике заключили договора о подключении к системе. Все они получили терминалы (закупку которых оплатил инвестор). На автобусах госперевозчика проезд по карте будет стоит 20 рублей вместо 25. У частников скидки нет. Кроме того, введен часовой тариф - в течение 60 минут пассажир, заплатив один раз, может пересаживаться из одного автобуса компании «Башавтотранс» в другой, а также на трамвай или троллейбус. По данным госкомтранса, на начало октября продано 145 тысяч карт из 300 тысяч выпущенных. Совершено по ним за три месяца 2,2 млн поездок. Минус: принимают карту не везде Горожане без особого энтузиазма восприняли внедрение карты. По данным госкомтранса, только 18% поездок сегодня совершается по «Алге». При этом доля безналичной оплаты составляет 57%, то есть большая часть предпочитает расплачиваться банковскими картами. Непопулярность транспортной карты связана возможна также с тем, что не все частники, несмотря на наличие терминала, хотят принимать оплату в безналичном виде, требуя кэш. Или прибегают к другим уловкам. Так, судя по сообщению пользователя в Инстаграме, в автобусе маршрута №242 висит объявление, что проезд за наличные стоит 25 рублей, по карте – 30 рублей. Инфраструктура Плюс: появились «умные остановки» В сентябре 2019 года на некоторых улицах в центре Уфы начали появляться «умные остановки». По словам начальника управления транспорта и связи администрации города Ильдара Юланова, до конца октября появятся 106 таких объектов. Новые остановки представляют собой современный комплекс, оборудованный электронным табло прибытия общественного транспорта, USB-портами, зоной бесплатного Wi-Fi, светодиодным освещением, «тревожной кнопкой», а также громкоговорителем. Кроме того, чтобы не допустить актов вандализма, их оснастили системами видеонаблюдения. Звучит все это прекрасно, однако горожане в соцсетях начали жаловаться на то, что не могут найти USB-порты на остановках, табло на некоторых из них отсутствует или не соответствует действительности, а Wi-Fi и вовсе не ловит. Еще больше омрачили картину вандалы, которые разгромили две остановки на улице Ленина. Минус: до сих пор нет элементарного удобства - объявления остановок и четкого расписания В июне, по данным госкомтранса, на 46 автобусах «Башавтотранса», озвучка заработала. А до конца 2019 года было обещано, что на всем транспорте госперевозчика будут установлены устройства, объявляющие остановки. На деле - большая часть общественного транспорта везет молча. Если пассажир не знает город, то приходится уповать на то, что помогут сориентироваться другие пассажиры или кондуктор (которого, как правило, нет). Другая беда - либо полное отсутствие расписания движения на остановках, либо оно есть, но не соответствует реальному движению транспорта. Чего ожидать дальше? По заверениям властей, транспортная реформа еще только началась. Помимо обновления состава, легализации этого бизнеса и перевода на безналичный расчет, будут вводиться изменения в системе движения транспорта. Так, в Уфе будут сокращены 29 дублирующих маршрутов и установлены девять новых, востребованных (сейчас их всего 115). Количество общественного транспорта планируется сокращать за счет увеличения числа больших автобусов. Упорядочить движение власти намерены за счет развития инфраструктуры – появления новых развязок и мостов, организации новой схемы движения, узловых пересадочных пунктов. По словам специалиста отдела развития транспортной инфраструктуры Главархитектуры Кирилла Шерсткина, система общественного транспорта будет полностью пересмотрена. Пассажирские автобусы, троллейбусы, скоростной трамвай (проектирование начнется в 2020 году) и городская электричка (на этапе проектирования) будут включены в единую систему, а люди смогут пересаживаться сколько угодно раз, чтобы быстрее и качественнее доехать до пункта назначения на другом маршруте или другом виде транспорта. Срок реализации – 2020-2024 года. Параллельно, по словам председателя госкомтранса РБ Тимура Мухаметьянова, в Уфе будет внедряться интеллектуальная транспортная система, которая будет мониторить дороги по всем показателям - от трафика до безопасности. Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) позволит сократить 15-20% времени следования по маршрутам путём предоставления приоритетного движения общественному транспорту.

Пять плюсов и минусов. Что изменила транспортная реформа в Башкирии за год
© АиФ-Уфа