Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Через 10 лет нас будет много

Рабочий день , водителя автобуса 83, начинается в половине пятого утра. Ровно в шесть она уже отправляется в дорогу. Перед этим проверяет уровень масла в двигателе, заливает воду в радиатор, если требуется, наводит в машине марафет. Последний её рейс заканчивается в половине десятого вечера. И так день за днём.
Через 10 лет нас будет много
Фото: Хабаровский край сегодняХабаровский край сегодня
Единственная женщина – водитель «маршрутки» в Хабаровске рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» о своей работе, о личной жизни и о том, что непросто было попасть за руль пассажирского автобуса
Билет из детства
Наталья родилась и выросла в Комсомольске-на-Амуре. Когда была школьницей, вместе с сестрой поехала на каникулы в Хабаровск и впервые увидела троллейбус.
- Я прямо закричала от восторга! Именно тогда у меня появилось желание стать водителем общественного транспорта, - вспоминает она. – А троллейбусный билет, когда приехала домой, положила под плёнку, чтобы сохранить на память
Наташе с детства больше нравилось проводить время с отцом в гараже. Учила с ним правила дорожного движения и отвечала ему же на экзаменационные билеты.
Но после школы, как говорит Наталья Белоусова, по инерции пошла учиться на повара-кондитера.
- В моей семье много поваров и я тоже пошла в профессиональное училище. Но немного поработав, поняла, что эта профессия совсем не для меня. Там нет движения, какой-то суматохи.
Затем Наталья решила попробовать себя в другом - окончила курсы продавцов и устроилась на рынок. А переехав в Хабаровск, работала на оптовой базе на проспекте 60-летия Октября.
В 2006 году Наталья вышла замуж. Супруг Алексей однажды пошутил, что она не сдаст на права на вождение, мол, у неё плохая память.
- Чтобы доказать мужу, что он ошибается, снова пошла учиться. Я очень легко получила водительское удостоверение категории «В», стала ездить на личном автомобиле. Муж в то время работал в пассажирском депо, он предложил мне попробовать стать водителем троллейбуса. Я загорелась – отучилась на курсах и получила права. Шесть лет проработала водителем троллейбуса, а затем ушла в декретный отпуск.
Кстати, на работе в её женском коллективе шутили, что электромагнитные поля хорошо повлияли на Наталью - она пришла работать водителем троллейбуса бездетной, поработала и у неё появилось трое детей - два мальчика и девочка. Сейчас им 4, 2 года и 5,5 месяца. Помогает семье Белоусовых мама Натальи, которая специально для этого переехала из Комсомольска в Хабаровск.
Отец семейства Алексей работает вахтовым методом на севере Хабаровского края. В свои выходные Наташа старается радовать детей разными вкусными блюдами, побольше гулять с ними и навещает родителей мужа.
- По будням я работала водителем троллейбуса, а по выходным подрабатывала на «маршрутке». У меня был знакомый директор автобусного парка, который взял меня на работу. Мне вообще всегда везёт с людьми. Часто слышу истории, что попасть в водители автобуса или «маршрутки» женщине просто нереально. Мужчины нам не доверяют и к тому же настроены негативно, думают, наверное, что мы хуже работаем. Хотя это совсем не так. Первой моей «маршруткой», которую я водила, была «развалюшка», через год её списали. Наверное, директор автобазы хотел подстраховаться и не доверил мне хороший автомобиль сразу. Пришлось доказывать, что я – хороший водитель. Ни разу за всё время у меня не было ни одного ДТП.
Первый свой рабочий день на троллейбусе Наталья помнит отлично. Было очень страшно, ведь полный салон пассажиров и инструктора нет рядом – давила ответственность. Зато, когда пересела на «маршрутку», ничего подобного не было – поехала, как будто сто лет её водила.
- Сейчас чувствую себя, как рыба в воде. Хотя я стала водителем «маршрутки» вынужденно – денег в семье не хватало, нужно было искать эффективный способ заработка. Но сейчас ничуть не жалею. Хотя случаи на дороге бывали разные: и двигатель у меня вскипал, и тормозная жидкость вытекала... Приходилось вызывать подмогу.
Наравне
- Я не вижу смысла в другой работе. Здесь я на своем месте. Ничего другого даже искать не хочу. Не вижу своей жизни без дороги и автобуса!
Пассажиры очень часто удивляются, увидев девушку за рулем «маршрутки».
- В основном хвалят. Женщины говорят: «Какая вы молодец, на вас равняться нужно!». Один раз ко мне обратилась молодая пассажирка и сказала, что тоже попробует сдать на права на категорию «D» и научиться ездить на «коробке» (механическая коробка переключения передач. – Ред.), я, мол, для неё пример для подражания. Было приятно это слышать. Получаю комплименты и от мужчин. Говорят, что ехать со мной комфортно и безопасно, все виражи я проделываю аккуратно, без резких движений. Прежде всего, в пассажирах я вижу чьих-то родителей, детей, ведь их безопасность и жизнь в моих руках. А вообще ответственно отношусь к своей работе. Часто пассажиры благодарят за то, что вернула их потерянные вещи. В микроавтобусе часто забывают зонты, перчатки, пакеты, дети – рюкзаки.
Ей нередко уступают дорогу. Коллеги улыбаются, приветствуют.
- В Хабаровске, по-моему, много вежливых водителей. В целом обстановка на дорогах спокойная, может, мне помогает то, что я – женщина, - полагает Наталья Белоусова. – Часто, когда пешеходы видят, кто за рулём, показывают мне большой палец вверх - «класс».
Но вот поблажек со стороны коллег-мужчин женщина не получает.
- Мне кажется, что вполне нормально работать с мужчинами на равных. Какие могут быть послабления на работе? Нужно трудиться, как все. На 8 Марта выходного не требую, работаю.
Наташа называет свой автобус-«маршрутку» ласково «моя девочка», разговаривает с ней, делает комплименты и извиняется, если, к примеру, въехала в яму. Она считает: её автомобиль как живой.
Самое сложное, по мнению Натальи Белоусовой, в её работе – это продолжительность трудового дня. Здесь нужны выдержка, внимательность, низкая утомляемость и хорошая быстрая реакция.
- Я думаю, через пять-десять лет женщины-водители будут управлять общественным транспортом наравне с мужчинами, - уверена она. - Девушки водят более аккуратно и осторожно, всегда соблюдают правила дорожного движения. У них больше ответственности, чем у мужчин, у нас всё-таки заложен материнский инстинкт.