За автопилот-убийцу наказали всех причастных
Напомним, 19 марта 2018 года беспилотный автомобиль Uber на базе кроссовера Volvo XC90, передвигаясь в городе Темпе американского штата Аризона под управлением автопилота, совершил наезд на пешехода. За рулём находилась водитель-испытатель Uber Рафаэла Васкез, однако она отвлеклась от дороги и не заметила переходившую дорогу в неположенном месте 49-летнюю Элейн Херцберг. Система автономного вождения тоже не среагировала на опасность и в результате женщина, толкавшая перед собой велосипед с пакетами, скончалась от полученных травм. В опубликованном Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB) расследовании, которое длилось полтора года, отмечено, что автомобиль обнаружил пешехода почти за шесть секунд до столкновения, однако не задействовал торможение из-за особенностей настройки системы аварийного торможения. Автопилот попросту не был способен распознавать пешеходов вне обозначенных разметкой и знаками переходов, а водитель вместо отслеживания дорожной обстановки смотрела телешоу на смартфоне. На прошедшем заседании члены NTSB озвучили выводы расследования и причины смертельной аварии, а также выдали рекомендации для государственных органов и компании Uber. Непосредственной причиной инцидента эксперты назвали преступную халатность водителя, которая не следила за дорогой и не смогла вовремя среагировать на появление пешехода, хотя для этого у неё было достаточно времени. Однако 44-летний дважды судимый трансгендер Васкез стала не единственным виновником дорожно-транспортного происшествия. NTSB объявил, что в подразделении беспилотных автомобилей Uber ATG не относятся к безопасности испытаний с должным вниманием, что привело сразу к нескольким стратегическим ошибкам, повлекшим за собой трагические последствия. К примеру, инженеры намеренно отключили штатную систему экстренного торможения в Volvo XC90, однако в собственных алгоритмах не смогли повторить её функционал. В итоге из-за большого количества ложных срабатываний у системы была секундная задержка перед началом торможения. Кроме того, алгоритмы управления некорректно работали, когда сталкивались с препятствием незнакомого типа, которым и стала пешеход с велосипедом. Наконец, в компании Uber наняли для испытаний лишь одного водителя, деятельность которого никак не контролировали. Конечно, не стоит отрицать и вину пешехода: Элейн переходила дорогу в тёмное время суток вне перехода, не убедившись в безопасности. Вероятной причиной такого поведения могли быть следы метамфетамина в крови погибшей. Власти штата Аризона, а также Национальное управление по безопасности дорожного движения (NHTSA), указали специалисты, не уделили должного внимания проверке безопасности программ тестирования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. С момента аварии, впрочем, подразделение Uber ATG уже внесло изменения в программу тестирования автопилотов, а также в алгоритмы работы системы экстренного торможения и отслеживания объектов на дороге. Кроме того, изменения в программе допуска к тестированию внесли и власти Аризоны.