Кому в Саратове плохо жилось без эвакуаторов? И что делать, если автомобиль поврежден во время эвакуции?
Крайнее средство Автор не раз становился свидетелем, когда одновременно с экипажем ДПС подъезжала целая кавалькада погрузчиков и меньше чем за час собирала с полдюжины припаркованных автомобилей. Например, жертвами становились водители с улицы Большой Казачьей, где парковка с одной стороны дороги разрешена только по четным, а на другой – по нечетным дням. Чтобы к утру не лишиться своей машины, владельцы ближе к полуночи, как по команде, выходили из домов и переставляли автомобили на противоположную сторону. Подобные маневры стали каждодневным «развлечением» для жителей многих улиц центра Саратова: Сакко и Ванцетти, Пушкина, Рабочей. Список можно продолжать. Польза от подобного действа сомнительна. Так или иначе, но одна из полос для движения занята всегда. А водителей заставляют проводить ежедневные упражнения по параллельной парковке. Дополнительным неудобством становилась и сама процедура эвакуации. Когда эвакуаторы забирают машину на подъемник, они нередко сами размещаются на середине дороги, становясь причиной затора. Знак, запрещающий парковку по нечетным дням, как будто специально спрятан за пекарней. Фото автора Но во время недавнего рейда заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иван Козаченко рассказал журналистам о смене подхода в работе службы автомобильной эвакуации Саратова: «Автоэвакуация машин является крайним средством и должна проводиться только тогда, когда автомобиль мешает безопасности дорожного движения либо проезду другого транспорта и пешеходам», – объяснил новый подход к работе городской службы чиновник, подчеркнув, что в этом вопросе позиции регионального минтранса и Госавтоинспекции солидарны. В подтверждение своих слов он раскрыл статистику, согласно которой за первые полмесяца работы с улиц областного центра было эвакуировано лишь немногим более сорока единиц транспорта: «Фактически порядка трех машин в сутки. Немного для 850-тысячного Саратова. Это говорит о том, что ГИБДД и соответствующие службы стараются применять эту меру в крайнем случае, когда иного выхода нет, и показатели работы стоянки это подтверждают», – рассказал заместитель министра, отметив, что в первые дни работы нового оператора жалоб от жителей не поступило. Фото автора В свою очередь представитель штрафстоянки – ООО «Межрегиональный третейский арбитраж» Игорь Косоруков подчеркнул, что за минувшие полмесяца эвакуации в основном подвергались лишь автомобили без документов или под управлением пьяных водителей. Игорь Косоруков. Фото автора «Мы строго отрабатываем заявки ГИБДД. Автомобили были задержаны по причине того, что водители не имели при себе документов на право владения транспортным средством или находились в состоянии алкогольного опьянения. Когда автомобиль мешает уборке снега или неправильно припаркован – то таких заявок либо не поступало вовсе, либо очень редко», – пояснил представитель компании оператора штрафстоянки. Не убирали машины с трамвайных путей Впрочем, в социальных сетях и на форумах информагентств новость о возрождении системы эвакуации неправильно припаркованных автомобилей не вызвала восторга у горожан. Отмечалось, что отсутствие службы не было заметным ни при очистке магистралей и тротуаров от снега, ни в случае ухудшения дорожной обстановки. Предприниматель и в прошлом один из основателей автомобильного клуба «SNRC» («Saratovnightracingclub». – Ред.) Александр Олейников не испытывает оптимизма относительно новых принципов работы службы эвакуации: «По моему мнению, эвакуаторщики с полицией на пару как занимались отъемом денег у автовладельцев, так и продолжают. Где реально необходимо эвакуировать автомобили, так полиции нет. А машину одинокой женщины с автокреслом на заднем сиденье или старенькую «Ладу» пенсионера заберут, это пожалуйста. Почему? Да все потому, что люди просто не могут дать отпор. А пожилые люди еще и привыкли оплачивать все требы от государства и не возражать. Напротив, я не раз видел, как эвакуаторщики опасаются забирать автомобили представительского класса, особенно со специальными сериями, депутатские и прочие. Фото автора Сама эта служба создана не для соблюдений ПДД и разгрузки дорог. Я вижу ее назначение в собирании денег, а пока остается прежней цель работы, ничего не изменить, даже если двести раз переименовывать милицию в полицию или поменять оператора», – дал он свою неутешительную оценку. Менее категоричный ответ корреспондент получил от группы «Трамваи и троллейбусы Саратова» в популярной социальной сети «Вконтакте». Однако и в данном случае администраторы группы признались, что с улиц не убираются автомобили, мешающие движению общественного транспорта: «Возможно, на дорожной обстановке в целом отсутствие эвакуаторов и отразилось, но конкретно в области движения трамваев и троллейбусов изменений не было, потому что и до приостановки своей работы эвакуаторщики не убирали неправильно припаркованные машины с трамвайных путей. В случае остановки движения электротранспорта по причине неправильно припаркованного автомобиля движение стоит до того момента, пока сам владелец машины не уберет ее с путей, – отметили представители сообщества, пояснив, что в целом считают эвакуацию полезной: – Эвакуация необходима для всех неправильно припаркованных автомобилей, в первую очередь для тех, которые создают помехи общественному транспорту». Фото автора Но даже эти робкие надежды рискуют оказаться несбыточными, так как нормативное регулирование отрасли кардинально не изменилось. В перечне оснований для эвакуации так и остаются статьи КоАП РФ 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». А это значит, что добрые намерения использовать эвакуацию только как «крайнее средство» так и могут остаться намерениями. Не стоит забывать и еще об одном неприятном последствии работы эвакуаторов – повреждении транспорта. Артем Мовчан, руководитель станции технического обслуживания легковых автомобилей: «Одни из самых часто встречающихся повреждений при эвакуации авто – так называемая «жестянка». И речь в данном случае идет не только о царапинах, сколах или утерянных брызговиках, деформации дисков или зеркал. При неправильном креплении или неполадках в работе крана эвакуаторов, неравномерном натяжения строп у автомобиля могут появиться довольно существенные повреждения. В их числе согнутые и даже оторванные крылья, вмятины на поверхности кузова. А если на крышу рухнет неисправный манипулятор, есть риск повредить даже общую геометрию автомобиля. Еще один риск – повреждения ходовой части. Типичный пример – эвакуация автомобиля с автоматической КПП, оставленного на режиме «парковка». Применение кранов вместо тросов в разы уменьшило этот вид повреждений, но не устранило его полностью. Причем доказать, что повреждения ходовой части или коробки возникли именно по причине эвакуации, очень сложно. Шансы возрастут, если незадолго до этого водитель проходил официальное техобслуживание у дилера и имеет на руках заключение о полной исправности его автомобиля. Но и в данном случае успех не гарантирован». Что делать в первые часы, если автомобиль был поврежден при эвакуации? На месте хранения детально осмотреть автомобиль. При обнаружении дефектов необходимо зафиксировать их на фото и видео. Сообщить о факте повреждения автомобиля в полицию. Сообщение необходимо оставить на номер «102», звонки на который записываются. Потребовать составить акт осмотра с указанием всех повреждений. Документ должен быть подписан полномочными сотрудниками оператора штрафстоянки, ответственными за приемку и хранение автомобилей. Акт составляется в трех экземплярах: для владельца, компании оператора штрафстоянки и полиции. Если представители оператора отказываются от подписи акта осмотра, обратиться к сотрудникам полиции с целью зафиксировать отказ. Допустима просьба к полицейским с требованием допустить на территорию штрафстоянки двух свидетелей со стороны владельца автомобиля или понятых, которые смогут зафиксировать отказ от подписи. Обратиться в официальный автосервис для составления дефектной ведомости.