Чем российские женщины за рулём могут шокировать водителей-американок
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эта крылатая фраза из «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова сегодня как никогда актуальна и в России, и в США. Да и женщина за рулем личного авто благодаря уверенной победе феминизма уже давно повседневное явление во всех развитых странах. Однако разница менталитетов русских и американских женщин-водителей значительна настолько, что некоторые национальные особенности могут вызвать у противоположной стороны недоумение. Без машины никуда Сравнивая водителей-американок и русских женщин за рулем, прежде всего стоит отметить, что первых намного больше, чем вторых. В первую очередь это связано с тем, что в большинстве регионов США развитие личного транспорта значительно превосходит развитие транспорта общественного. За исключением, пожалуй, Бостона и Нью-Йорка, где хорошо развито метро, личный автомобиль зачастую единственная возможность добраться до работы, торговых центров и других благ цивилизации из пригородов и с городских окраин. Таким образом, у подавляющего большинства американских женщин просто нет иного выхода, кроме как сесть за руль. По данным Associated Press, в 2010 году число женщин-водителей в США даже несколько превысило число водителей-мужчин: 105,7 миллионов против 104,3 миллионов. А вот русские женщины определенно могут шокировать американок тем, что большинство из них предпочитают общественный транспорт и не имеют личного автомобиля. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2018 году, в 78% семей автомобиль водят преимущественно мужчины. А все потому, что если в США личное авто есть у 95% семей и в большинстве случаев речь идет не об одной, а о двух машинах и более, то в России, по тем же данным ВЦИОМ, автомобиль есть только у 67% семей и, как правило, в единственном экземпляре. Так что, следуя все еще крепко сохранившимся в российском обществе патриархальным корням, российская женщина по традиции предпочитает доверять руль крепким мужским рукам. Всю жизнь за рулем В силу той же объективной бытовой необходимости, американки, имея возможность получить права уже в 16-летнем возрасте, садятся за руль значительно раньше русских женщин и водят до глубокой старости. В США при «Всеамериканском обществе пенсионеров» (AAPR) даже создана специальная программа, задача которой проверять навыки пожилых водителей, поскольку для них, согласно статистике Американского фонда дорожной безопасности AAA, случаи ДТП чаще оборачиваются летальным исходом. В то же время распространенное мнение, что пожилой водитель на дороге – это опасно, не подтверждается научными исследованиями. Напротив, как утверждают специалисты AAA, по мере взросления американские водители начинают реже попадать в аварии, и эта тенденция сохраняется даже среди лиц 75-85 лет и старше. У нас же среди старшего поколения советских женщин автомобиль водят единицы, и это явление воспринимается почти как экзотика. Вредные привычки Вопреки набившим оскомину шуткам о том, что прекрасный пол за рулем путает право и лево и врезается в первый же столб, статистика ГИБДД показывает, что женщины водят аккуратнее мужчин и в десять раз реже попадают в аварии. То же можно сказать и в отношении американок, однако в США к правилам дорожного движения относятся более легкомысленно. Так, например, американка за рулем редко пользуется поворотниками, а еще спокойно может выпить на дорожку бокал вина или бутылочку пива, не боясь последствий, поскольку концентрация алкоголя в крови не будет превышать разрешенных 0.08%. Также в США распространена привычка жевать за рулем, одной рукой управляя автомобилем, а другой держа сэндвич. В свою очередь русская женщина-воитель может поразить американку скоростью езды, поскольку в США принято водить не спеша. Водитель – это профессия Наконец, американки могут удивить российских женщин тем, что чаще используют автомобиль как способ заработка, хотя и в США это пока не стало массовым явлением. Согласно данным исследования, проведенного в конце 2017 года Национальным институтом транспорта, женщины составляли около 8% от общего числа профессиональных водителей в США. В то же время в России, несмотря на то, что профессия таксиста была признана специалистами НИУ ВШЭ в 2019 году самой популярной, женщина в этой роли до сих пор выглядит непривычно. Согласно опросу москвичей, проведенному аналитиками службы такси «Ситимобил», из 1500 респондентов 62% признались, что женщина-таксист вызывает у них удивление, несмотря на то, что 80% участников опроса ездили с женщиной-водителем хотя бы один раз. Что же до американок, они не только зарабатывают на легковом автомобиле через Uber, но и работают дальнобойщиками, что, опять же, объясняется необходимостью и спросом. Согласно исследованию Американской ассоциации грузоперевозок, в США не хватает 50 тысяч профессиональных водителей грузовиков, и в ближайшие годы дефицит может увеличиться до критического показателя в 174 тысячи, что дает женщинам в США все шансы прочно укрепиться в этой сфере.