Войти в почту

Homo currus (человек автомобильный): Ещё раз об «Аренах»

Комплексы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения используются в Российской федерации уже довольно давно. Самые первые упоминания о подобных приборах, которые я слышал, относятся ещё ко временам СССР, когда где-то в Москве или Московской области стояло оборудование, состоящее из фотоаппарата и радара. Камера делала снимок автомобиля, который превысил скорость и был зафиксирован радаром, потом плёнку проявляли, печатали фотографию и искали водителя. В Забайкалье первые передвижные комплексы «Арена», которые правда работали не в автоматическом режиме, появились ещё в 2009 году, тогда в них не было системы автоматического распознавания номера транспортного средства. Предполагалось, что сам комплекс устанавливается где-то на трассе, а зафиксированное нарушение передаётся по радиоканалу на ноутбук в патрульной автомашине, которая находится на расстоянии до полутора километров от самой «Арены». Насколько знаю, использовать таким способом передвижные комплексы массово не рискнули ни в одном из регионов страны. Причины, думаю, понятны, как-то с «Арены» стоящей в полукилометре от стационарного поста ДПС перед Атамановкой проезжающий водитель попытался украсть аккумулятор. Кроме того, «Арены» 2008 года выпуска к нам поступили с временными лицензиями на операционную систему, которые быстро закончились, в результате чего оборудование частично превратилось в «кирпич». Современные передвижные комплексы сильно отличаются от самых первых образцов, но почему-то до настоящего времени вызывают у водителей массу претензий и волны негативного отношения вперемешку со вспышками народного гнева. Самым главным, и при этом абсолютно необоснованным, являются постоянные претензии к отсутствию предупреждающего знака перед передвижными комплексами. Считаю, что использование предупреждающего знака даже перед стационарными комплексами противоречит основополагающим требованиям любого законодательства – исполнять требования закона необходимо всегда, независимо от того, ведется на этом месте какое-то наблюдение или нет. В году так в 2012-2013 ГАИ России провело на своем сайте опрос о том, как именно должен выглядеть такой знак. В конкурсе выиграл информационный знак в виде синего прямоугольника с изображением фотоаппарата. Тем не менее, правительство Российской Федерации в 2013 году внесло изменения в ПДД РФ, и вместо такого знака появился знак дополнительной информации 8.23 «Фотовидеофиксация», который может быть установлен только вместе с другим, уже существующим знаком, например, ограничения скорости. Сама по себе установка знаков регламентируется не правилами, там только описано, какие требования должен выполнять участник дорожного движения, или, о чем эти знаки информируют. Требования по условиям установки знаков, их размерам и остальному изложены в ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Именно в данном ГОСТ (п 5.9.27) прямо указано, что табличка 8.23 применяется только со «стационарными автоматическими средствами». В какой-то момент, в 2015 году, на всю страну прогремело решение районного суда в Тюменской области о том, что постановление, вынесенное с помощью передвижного комплекса без предупреждающего знака, является незаконным и подлежит отмене. Заявителя показали на всю страну на федеральных каналах под лозунгом «наконец-то кто-то защитил автолюбителей». Правда ни в одном федеральном СМИ не прозвучало, что это решение районного суда было признано неправомерным уже в Тюменском областном суде, а после обжалования заявителем Верховный Суд РФ также принял решение, что использование информационного знака 8.23 при работе передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД не требуется. Многие говорят, что на ГОСТ надо наплевать, и знаки всё равно нужны - ну, это вообще по силам каждому. Просто вырежьте из ПДД этот знак и приклейте себе на лобовое, изнутри салона. Само по себе допущенное административное нарушение, в данном случае нарушение правил дорожного движения, следуя простой логике не может быть отменено только потому, что человека не предупредили о том, что нарушение может быть зафиксировано. Сам по себе состав нарушения никак от этого не изменился и никуда не исчез – факт нарушения правил, например, превышение скоростного режима, как был, так и остался. Любой человек, в Чите точно, который вам расскажет, как он недавно удачно обжаловал постановление из-за отсутствия предупреждающего знака просто лжёт, проверить достаточно просто – попросите у него почитать решение суда, или спросите, когда это решение было принято. На сайтах районных судов все решения опубликованы и такую информацию очень легко проверить. Интересно, что этой тюменской истории уже почти пять лет, но в Центр видеофиксации ГИБДД до сих пор поступают заявления, под копирку списанные с того самого прославившегося на всю страну заявления – «По смыслу закона, применение института автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения имеет цель не только назначение наказания, но и предупреждение совершения новых правонарушений.» И до сих пор, видимо из-за эффекта Манделы, отдельные блогеры, автолюбители, самозваные автоэксперты и много других людей, вплоть до депутатов и чиновников достаточно высокого уровня, свято уверены, что знак этот перед передвижным комплексом должен быть. Некоторые водители очень обескуражены тем, что им отказывают в отмене постановления из-за отсутствия такого знака. Очень часто приходилось слышать, что если бы такой информационный знак стоял, нарушений было бы меньше. В Чите достаточно много стационарных комплексов, перед которыми помимо знаков ещё и разметка нанесена на дорогу – и практика показывает, что количество нарушений ПДД на них остается стабильным, так же, как и в местах установки передвижных комплексов. Места установки передвижных комплексов в Чите и Читинском районе практически не менялись в течение лет так шести-семи, в летнее время добавляются «Арены» по пути на Ивано-Арахлейские озёра, места их расположения можно выучить и без всяких предупреждающих табличек. Ещё довольно часто звучат слова о том, что передвижной комплекс может сам стать причиной совершения ДТП, мол, едет себе честный автолюбитель 120 км/ч, видит треногу и резко тормозит, а сзади такой же несчастный автолюбитель на скорости 120 км/ч въезжает в него. Этот довод звучит особенно нелепо. А если на дорогу внезапно выбежит бродячая собака? Или она тоже должна бегать с предупреждающим знаком? А если, например, на дороге возникнет какое-то другое препятствие? А если «выстрелит» колесо? Вспоминается комментарий на одном из новостных порталов Читы – «Когда я еду, меня сначала должен остановить гаишник и предупредить, чтобы я больше не нарушала. А если я продолжу ехать с нарушением, то второй гаишник, чуть дальше, должен уже остановить и выписать штраф». На мой взгляд, водитель должен всегда ехать так, как будто везде в кустах стоит «Арена» или что-то подобное. Одна из основных обязанностей в правилах водителя, нарушение которой приводит к дорожно-транспортным происшествиям, изложена в п.10.1 ПДД РФ «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.» Именно нарушение этого пункта приводит к ДТП, а не стоящая на дороге «Арена» или перебегающая дорогу собака. Ну, и главный довод автолюбителей – это то, что передвижные, да и стационарные, комплексы служат только механизмом сбора денег с несчастных автолюбителей, а на общую картину с безопасностью дорожного движения никак не влияют. По мнению многих, ДТП совершают только пьяные водители, «мажоры», молодёжь, пожилые люди, женщины, мужчины, лихачи – ну и так далее в зависимости от взглядов конкретного человека. Но если обратиться к статистике, то можно увидеть, что, например, в разные годы от 10 до 20% от общего числа ДТП совершалось по вине водителей в нетрезвом состоянии. Остальные ДТП совершали обычные, трезвые, абсолютно вменяемые люди. Причиной совершения дорожно-транспортных происшествий всегда является нарушение того или иного пункта правил, и превышение скорости чаще всего. Вот для предотвращения ДТП среди тех самых обычных, трезвых и абсолютно вменяемых водителей и служат комплексы фиксации нарушений ПДД. В качестве примера можно привести ул. Магистральную и далее ул. Гайдара. Эта очень оживленная трасса, по которой люди ездят не только в аэропорт, но и в центр города на работу и обратно из Кадалы, Домны, ст. Ингода. Дорога изобилует выездами с второстепенных дорог, да и качество дорожного полотна, радиусы поворота и профиль дороги никак не соответствуют требованиям к автомагистралям. В районе трубы, по которой в озеро Кенон попадает вода из Ингоды, да и в других местах есть значительные перепады по высоте. В период с 2009 года по май 2012 года, до того как там стали появляться передвижные комплексы, то есть чуть больше чем за три года, на Магистральная-Гайдара было совершено 110 ДТП, в которых погибло 29 человек, а ещё 136 человек получили травмы. Попробуйте осознать эти цифры, в 2019 году на территории всей Читы, с общей протяженностью автодорог 656 км. за год погибло меньше, чем на одном участке общей протяженностью чуть больше 8 км, пусть даже за более продолжительный период времени. В 2012 году там начали выставлять передвижные комплексы «Арена», потом там заработал первый в регионе стационарный комплекс «Кордон» возле кафе «Каспий», а потом установили сразу пять стационарных комплексов, а на некоторых участках продолжили выставлять передвижные комплексы «Арена». Результаты использования камер можно оценить по официальной статистике. В 2018 году Магистральная-Гайдара – 16 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 24 человека. За весь 2018 год не погибло ни одного человека! Осенью 2018 года юные, или не очень юные, народные мстители посчитали, что стационарные комплексы на этой трассе висят зря, мешают всем жить и спокойно ездить, и просто так обирают честный трудовой народ. Кстати, к этому моменту комплексы практически перестали приносить нарушения, выдавая 10-30 нарушений в сутки каждый. «Кордон» на кафе «Каспий» за четыре часа работы зафиксировал после включения тысячу нарушений скоростного режима. Саданув по комплексам ночью из гладкоствольного и нарезного, гордые своим поступком неустановленные граждане разошлись по домам. На самом деле установленные, но органам, возможно, не хватило немножко доказательств. «Ростелеком» восстанавливал оборудование, кстати, являющееся собственностью Забайкальского края, до октября 2019 года. В 2019 году на ул. Магистральная – ул. Гайдара произошло 22 ДТП, в которых 2 человека погибло, а 32 человека было ранено. Одно из ДТП 2019 года на Магистральной вызвало широкий общественный резонанс, когда погибла женщина за рулем Nissan March. Она не пропустила встречную автомашину, поворачивая налево, в ДТП тогда пострадало трое несовершеннолетних. Можно долго бравировать своим мастерством водителя, рассказывать о своем опыте и умении – но скорее всего одной из главных причин этой трагедии стала значительная скорость встречной машины, женщина в какой-то момент не смогла оценить скорость и расстояние и начала поворачивать. При нормальной, соответствующей правилам скорости встречной Toyota Sprinter, ДТП могло бы не быть совсем, ну или последствия от ДТП были бы значительно менее тяжкими. Мне кажется, сложно не заметить связь между применением комплексов автоматической фиксации и состоянием аварийности. А всего с использованием передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД на территории Забайкальского края с 2011 года было ликвидировано 27 мест концентрации ДТП. Это участки автодороги «Чита-Ингода», Обход Читы, ул. Казачья в Антипихе, пр. Мира, ул. Ивановская, пр. Раздольный, автодорога «Вокруг дач» в Краснокаменске, участки федеральной автодороги в п. Атамановка, Маккавеево, участки дороги на озеро Арахлей и многие другие. На этих дорогах люди стали погибать реже, а кое-где трагические случаи вообще прекратились. Сергей Щеглов, Фото: ЦАФАП субъектов РФ, ZAB.RU

Homo currus (человек автомобильный): Ещё раз об «Аренах»
© Zab.ru