Войти в почту

«Лада Седан – баклажан». 7 фактов о главном автогиганте страны, отмечающем 50-летие

Надежная «копейка» Сборка первых ВАЗ-2101 осуществлялась в ночь с 18 на 19 апреля (к слову, это тоже было воскресеньем). Выбор такой даты был приурочен к столетию Владимира Ленина. За первый год было собрано более 23 тысяч машин. Первые «жигулята» собирались и в усиленной модификации, для спецслужб. На них устанавливался роторно-поршневый двигатель мощностью 120 л. с. С 1970 по 1988 года было изготовлено 4 846 900 автомобилей первой модели. Это самая массовая модель за историю не только завода, а всего российского автопрома. «Копейка» – очень надежная и долговечная машина. Успешно используется и сегодня – около 400 тысяч автомобилей стоит на российском учете в настоящее время (по данным АА «Автостат»). В 2017 году Филип Фогел и Петр Явурек (Чехия) совершили кругосветку на LADA-2101. Энтузиасты проехали 50 тысяч километров. Автомобиль, выпуска 1975 года достойно выдержал путешествие. После пробега он был передан в заводской музей. В 1984 году был собран последний ВАЗ-2101 первой модификации. Жигули и Лада Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип, в виде ладьи серебристого цвета - символа движения. В ней зашифрована стилизованная буква «В» (ВАЗ). Имя автомобилю выбирали голосованием – победило название «Жигули». Это было логично, так как рядом находились одноименные горы. Народные прозвища были изобретены позднее: «единичка», «ноль первая». Привычная сейчас «копейка» появилась позже, в 90-х годах. LADA, как второе наименование бренда, появилось после того, как машины стали экспортироваться в зарубежные страны. «Жигули» фонетически были сходны со словом «жиголо», которое несло негативную ассоциативную нагрузку. Продажи были невысоки, несмотря на надежность автомобиля. Было принято решение адаптировать нейминг бренда. Так появилась всем знакомая и любимая LADA. Знают и любят Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль (вишнёвого цвета) хранится сейчас в музее завода. На экспорт, в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию, LADA отправилась в 1971 году.Там ее мгновенно оценили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч машин, более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР. На СТОшку заедем? До начала выпуска «Жигулей» в СССР не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно «Автоваза» первым реализовал принцип «произвожу – продаю – обслуживаю». В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». По первоначальному плану автоцентры должны были быть большими, на 55 постов (тогда в моде было строить масштабные сооружения). Но позже были учтены потребности автолюбителей. Построенные СТО были рассчитаны на 6, 10, максимум 15 постов. Зато их было построено намного больше, что позволило обеспечить покупателей невиданным тогда сервисом. В 1975 году было открыто 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных(!) СТО. Через спеццентры осуществлялась и продажа автомобилей (преддверие дилерских салонов). Через них тогда реализовывалось порядка 150 тысяч автомобилей в год (около половины от общего объема продаж). Человек трех эпох Первым директором «Автоваза» стал Виктор Николаевич Поляков. Он родился в 1915 году, успел пожить в трех эпохах: Российская империя, Советский Союз и современная Россия. Прошел Великую Отечественную войну. После войны ему было доверено не просто построить новое предприятие, а создать принципиально новое производство мирового уровня. Поляков возглавлял предприятие с 1966 по 1975 годы. Благодаря его незаурядному таланту, крупнейшее в СССР автостроительное предприятие было создано в рекордные сроки – всего за 3,5 года. В 1967 году начали рыть котлован, в 1970 году предприятие приступило к серийному производству автомобилей. В 1973 году с конвейера сошел миллионный автомобиль.«Автовазе» стал примером для всей страны: по темпам строительства, объемам производства, организации управления. Мечта коллекционера Несмотря на то, что по нашим дорогам продолжают бойко бегать «копейки», вышедшие с конвейера сорок и более лет назад, часть автомобилей заняла достойное место в коллекциях любителей автомобилестроения. Клубы любителей LADA 2101 действуют как в России, так и в Европе. Клуб любителей ретро-автомобилей LADA HISTORY объединяет единомышленников в интернете. Ежегодно в День открытых дверей на «Автовазе» проходит ретро-выставка с участием «Жигулей», отреставрированных и подготовленных клубом LADA HISTORY. Одним из самых дорогих «Жигулей», выставленных на продажу, стал ярко-зеленого цвета ВАЗ-2103 1979 года выпуска с пробегом 109 км. За автомобиль с 69-сильным двигателем объемом 1,3 литра просят 3,5 миллиона долларов. Автомобиль, по заверению владельца, в идеальном состоянии. Лидеры рынка Сегодня «Автоваз» является крупнейшим производителем группы Renault в России и одним из крупнейших автозаводов в мире. Здесь, в режиме полного цикла выпускают LADA, Renault, Nissan и Datsun. Реализацией автомобилей LADA занимается 300 официальных дилеров во всех российских регионах. Линейка выпускаемых сегодня автомобилей: LADA Vesta, LADA XRAY, LADA Largus, LADA Granta, LADA 4х4. По итогам 2019 года «Автоваз» занимал пятую часть российского рынка по продажам легковых и легковых коммерческих автомобилей. Топ-продаж среди вазовских моделей возглавила LADA Granta. Фото: пресс-служба Автоваза

«Лада Седан – баклажан». 7 фактов о главном автогиганте страны, отмечающем 50-летие
© РИА "ФедералПресс"