ГАЗ-16: как летал советский автомобиль-самолёт

Русская семерка 1 июля 2020
Фото: Русская семерка
Даже сегодня многим может показаться, что этот странный автомобиль прибыл к нам прямиком из будущего. А между тем ГАЗ-16 был создан советскими инженерами ещё в 1960-х годах и помимо футуристического внешнего вида отличался тем, что мог… летать.
Скрестить автомобиль с самолётом
Шестидесятые годы ХХ века можно смело назвать временем технического прогресса. Многие мировые открытия и события тех лет порой даже нам кажутся перекочевавшими в реальную жизнь со страниц научно-фантастических романов. Это и первый космический полёт , и создание Теодором Майманом первого лазера, и выпуск в Германии первых плавающих автомобилей, и появление первых высокоскоростных поездов в Японии.
Поэтому неудивительно, что именно в начале 1960-х советские учёные приступили к необычной разработке — созданию летающей машины. А произошло это на знаменитом Горьковском автозаводе (ГАЗ). Руководство проектом поручили инженеру Смолину. Такой выбор был неслучаен. И дело не только в том, что Смолин являлся ведущим конструктором ГАЗ, а в том, что раньше он трудился на . Поэтому кому, как не ему, можно было доверить создание автомобиля, летающего по воздуху, а точнее — передвигающегося на воздушной подушке. В проекте приняли участие и специалисты секретного предприятия, так называемого почтового ящика 200, и  — Центрального аэрогидродинамического института.
Первый летающий ГАЗ Сначала испытания провели на моделях будущих автомобилей, которые были в 10 раз меньше настоящих. Из шланга, присоединённого к образцу, нагнетался воздух, и машинка зависала над поверхностью воды или суши.
В самом начале 1960-х годов первый автомобиль ГАЗ-16 в натуральную величину был готов. Кузов машины имел обтекаемую форму, а кабина напоминала своеобразный прозрачный колпак. Длина аппарата составляла 7,5 метра, ширина — 3,6 метра, а вес — 2 тонны 125 килограммов. Автомобиль, как и любой самолёт, был снабжён шасси. Спереди и сзади располагались мощные вентиляторы, посредством которых и образовывалась воздушная подушка. А с помощью закреплённых вертикально винтов осуществлялось управление машиной. Максимальная скорость полёта равнялась 40 км/ч.
Слишком много недостатков
Однако нельзя сказать, что первые испытания прошли удачно. При прохождении прямого коридора шириной в 12 метров, ограниченного флажками, ГАЗ-16 сходил с курса. Понятно, что с траекторией в виде змейки машина справилась ещё хуже.
Воздушная подушка ГАЗ-16 отличалась совсем небольшой высотой — всего 150 мм. Поэтому автомобиль мог передвигаться преимущественно над ровной поверхностью. При полётах над водой вокруг корпуса образовывались сильные брызги, что затрудняло водителю обзор и управление. [С-BLOCK]
Надо, правда, отдать должное советским конструкторам: долгое время они продолжали работу, всё более совершенствуя свой автомобиль. Однако вскоре проект закрыли, посчитав, что летающий ГАЗ влетает государству в копеечку. Да и подобного рода машины с их низкой скоростью и маневренностью тогда ещё не могли конкурировать с обыкновенными авто на колёсах.
Комментарии
ДТП , Автоновости , Бортжурнал , Тест-драйвы , Юрий Гагарин , Казанский авиазавод , ЦАГИ
Читайте также
Бензовоз и мусоровоз перевернулись на МКАД
С Ефремова взыскали 117 тысяч рублей
44
Последние новости
Какая коллекция автомобилей была у Леонида Брежнева
«Чайка» и другие легендарные советские автомобили
Чем закончилась бы война, если бы Красная Армия проиграла Сталинград