Войти в почту

Общественный транспорт в Курске и у соседей

Какие машины перевозят жителей нашего города и на чём ездят в Орле, Белгороде, Воронеже и Липецке Не так давно стало известно, что Курск получит очередную партию автобусов, ранее обслуживавших маршруты Москвы. Горожане в соцсетях сразу же высказались, что это не лучший вариант обновления городского автопарка и что в соседних регионах находят способы получить новый транспорт. «КИ» решили проверить, так ли это на самом деле. У нас В настоящее время в Курске есть 708 единиц пассажирского транспорта. Это 59 троллейбусов, 60 трамваев, 57 муниципальных автобусов и 547 частных (как большой вместимости, так и малой), сообщили в администрации города. К слову, именно частники перевозят основную массу курян. Всего в 2019 году всеми видами транспорта перевезено 102,7 млн. человек. На долю частного транспорта пришлось около 83%. Если же брать именно муниципальный транспорт, то первое место по популярности принадлежит троллейбусам. Этим видом транспорта в прошлом году воспользовались почти столько же пассажиров, сколько автобусами и трамваями вместе взятыми. Кстати, троллейбусы в Курске заметно новее, чем другой транспорт. Их средний возраст – 7,9 лет, самому старому троллейбусу 12 лет, он проехал 632 тыс. километров. Самому новому нет и года. Для сравнения, средний возраст муниципальных автобусов – 13,5 лет, самому старому из них 26 лет, он проехал 1,2 млн. километров, а самому новому – 3 года. Про трамваи можно и не говорить, их средний возраст 25,9 лет, самому старому – 37 лет, а самому новому – 12. У них Надо отметить, что сходная картина наблюдается и у наших соседей. По данным администрации Липецка, их муниципальный транспорт перевозит около 40% пассажиров. Самому старому автобусу 18 лет, самому новому – 1 год. Самому старому трамваю 32 года, самому новому – 15 лет. Троллейбусов у липчан с 2017 года нет. В Белгороде возраст автобусного парка в среднем составляет 2,5 года, самым старым автобусам 9 лет. Самому старому троллейбусу 10 лет, самому новому – 7. Какую долю пассажиров перевозит муниципальный транспорт, в администрации Белгорода не уточнили. В Орле муниципальный транспорт перевозит 32% от общего количества городских пассажиров. Самому старому и самому новому автобусу по 9 лет, самому старому троллейбусу 36 лет, самому новому – 7, самому старому трамваю 40 лет, самому новому – 6, сообщили в местной администрации. Воронежский муниципальный транспорт обслуживает около 10% от общего рынка пассажирских перевозок. При этом самому старому автобусу 15 лет, самому новому – 1 год, самому старому троллейбусу – 11 лет, самому новому – 5 лет. Трамваев в Воронеже с 2009 года нет. Расходы Муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи требуют существенных бюджетных средств. Не только в Курске, но и в других областных центрах это не обходится без субсидий. Так, в нашем городе на эти цели в 2019 году из городского бюджета транспортные предприятия получили 136,8 млн. руб., из областного бюджета – 93,7 млн. руб., бюджетные вливания составили почти половину всех их расходов. Ещё 237,6 млн. руб. составили собственные средства предприятий. В Липецке размер субсидии ещё больше, чем в Курске. Муниципальные перевозчики получают доход в виде платы за проезд пассажиров и провоз багажа. МУП «Горэлектротранс» также получает доход от сдачи в аренду опор контактной сети под размещение оптоволоконных кабелей. Кроме того, для перевозчиков в бюджете ежегодно предусматривается субсидия на возмещение части затрат, не покрытых доходами от перевозок. По итогам 2019 года её размер по автобусным перевозкам составил 216 млн. руб., по трамвайным – 126 млн. руб. В Белгороде и Орле муниципальный транспорт также получает субсидии из бюджета, о размере финансирования в администрациях городов не сообщили. В Воронеже содержание муниципального транспорта осуществляется за счёт средств МКП МТК «Воронежпассажиртранс». Это доходы от пассажирских перевозок, сдачи во временное пользование имущества, которое находится в оперативном управлении предприятия, размещения рекламы, а также линий оптоволоконных сетей на опорах контактной сети. А вот закупка подвижного состава – это расходы администрации города. Кроме того, в связи с падением пассажиропотока в период пандемии коронавируса транспортная компания получила из городского бюджета субсидию – более 54 млн. руб. Эти деньги нужны на выплату зарплаты сотрудникам и погашение целевых расходов предприятия. Льготный лизинг Приобретение нового транспорта – одна из существенных статей расходов. Так, в Курске в 2017 году за счёт бюджета города приобретены в лизинг 8 новых автобусов марки ПАЗ. Лизинговые платежи производились в 2017 – 2019 гг. на общую сумму 15,5 млн. руб. В 2019 году были приобретены в лизинг 5 новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом на сумму 56,2 млн. рублей. Они перевозят пассажиров из посёлка Северного до центра города. В Липецке муниципальный транспорт покупают в больших масштабах. В рамках региональной программы обновления пассажирского транспорта в 2019 году департаментом были заключены два муниципальных контракта на право поставки новых автобусов. Это 50 автобусов большого класса, работающих на компримированном природном газе (цена контракта 395 млн. руб.), и 2 дизельных автобуса среднего класса, соответствующего экологическому стандарту Евро-5 (цена контракта – 13,3 млн. руб.). В администрации Липецка отметили, что с 2017 по 2019 год в общей сложности было приобретено 208 автобусов, что в настоящее время составляет около 37% от общего автобусного парка города. Очередное обновление автобусного парка планируется в 2020 году в рамках программы льготного лизинга национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Планируется приобрести 32 низкопольных газомоторных автобуса большого класса. Начальная максимальная цена контракта лизинга (на 5 лет) составляет около 259,6 млн. руб. В Белгороде в 2019 году приобрели 30 новых низкопольных городских автобусов вместимостью 104 человека. 20 новых троллейбусов вместимостью 97 человек были приобретены в 2013 году. В сентябре текущего года ожидается поставка 58 новых таких же автобусов, которые приобретаются в лизинг с получением субсидии из федерального бюджета. Суммы контрактов не называются. В Орле обновление транспорта происходит не так часто, причина – нехватка денег. В рамках ведомственной целевой программы «Обновление муниципального городского пассажирского транспорта города Орла на 2013 – 2014 годы» в 2013 году купили трамвай за 14,2 млн. руб., это были средства федерального, областного и городского бюджетов. Из-за отсутствия денег программу в начале 2014 года приостановили. В декабре 2013 года за счёт собственных средств транспортное предприятие приобрело 2 троллейбуса. Но в ближайшее время всё может измениться. Город подал заявку на получение субсидии от Минтранса. По этой программе планируют ежегодно с 2020 по 2023 гг. по льготному лизингу покупать по 10 низкопольных автобусов, в 2024 году – 5 троллейбусов. В Воронеже за 2018 – 2019 гг. было приобретено 24 новых современных низкопольных автобуса большой вместимости. Кроме того, город также получил федеральную субсидию, и по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году муниципальное предприятие на льготных условиях получит ещё 62 новых низкопольных автобуса большой вместимости. Как видим, федеральные деньги вносят существенный вклад в обновление муниципального транспорта у соседей. Курск тоже пытался получить такую субсидию, однако заявка вызвала вопросы, и нашему городу в финансах отказали. Впрочем, как ранее отмечал губернатор региона Роман Старовойт, на одобрение заявки не очень рассчитывали, поскольку требования у Минтранса достаточно серьёзные. Тот же Белгород не один год работал над этим. Теперь такую задачу предстоит решить курянам. В её рамках в апреле 2020 года подразделения администрации Курска совместно с комитетом транспорта и автомобильных дорог области и ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» приступили к разработке документов транспортного планирования для Курской городской агломерации, работы планируется завершить к концу 2020 года. Будут предложены перспективные варианты организации маршрутной сети с использованием транспортных средств большой вместимости, сокращением числа маршрутов и замещением транспортных средств малой вместимости. Москва поможет Поскольку федеральную субсидию Курск в этом году не получит, а обновлять муниципальный транспорт надо, городу пришлось обратиться за помощью к столице. С мэрией города Москвы достигнута договорённость о передаче на безвозмездной основе 20 троллейбусов и 40 автобусов большой вместимости. Автобусы ЛиАЗ 5292, предлагаемые к передаче, 2011 года выпуска, их пробег – 400 – 570 тыс. км, троллейбусы 2012 и 2013 годов выпуска с пробегом 320 – 420 тыс. км. Все они в исправном состоянии. Правда, городу придётся заплатить за саму доставку транспорта. Способы транспортировки и механизмы её финансирования будут определены, когда будет подтверждена готовность и названы конкретные сроки передачи автобусов и троллейбусов. Надо отметить, что не только в нашем городе пользуются московским транспортом. Небогатый Орёл именно благодаря столичному подарку смог обновить автопарк в текущем году. Из Москвы получили 50 автобусов ЛиАЗ. И даже Воронеж, который получил федеральную субсидию, решил попросить немного транспорта для муниципальных нужд. По итогам обращения главы города Вадима Кстенина к мэру Москвы Сергею Собянину в распоряжение «Воронежпассажиртранс» было передано 15 троллейбусов. Все они предоставлены «Мосгортрансом» на безвозмездной основе, находятся в исправном состоянии. Электротранспорт прошёл капремонт и был снят с линии в 2019 году. Как уточнили в администрации города, отправной точкой работы по получению безрельсового транспорта, бывшего в эксплуатации в Москве, стала идея представителей общественности, которую поддержали администрация города и правительство области. Справка Стоимость проезда в муниципальном транспорте Курск – 17 руб. (банковская карта и наличные) Белгород – 20/25 руб. (банковская карта/наличные; это автобусы, троллейбусы – 20 руб. всегда) Воронеж – 21/23 руб. (банковская карта/наличные) Орёл – 17/20 руб. (банковская карта/наличные) Липецк – 19/24 руб. (транспортная карта/наличные)

Общественный транспорт в Курске и у соседей
© Курские известия