Калифорнийский суд обязал Uber и Lyft считать своих водителей сотрудниками. Как это повлияет на будущее агрегаторов?
Суд крупнейшего американского штата Калифония постановил, что водители двух самых главных агрегаторов такси Uber и Lyft являются наемными сотрудниками, поэтому у них совсем другие права и обязанности. Похожие судебные разбирательства проходят и в других странах. Главная идея основателей современных агрегаторов такси заключалась в том, чтобы в корне изменить профессию с помощью современных беспроводных технологий. Возить людей с появлением агрегаторов мог каждый самостоятельно и столько, сколько ему нужно: хоть час в неделю, хоть полный рабочий день. Агрегатор лишь сводит клиента и водителя. Но в реальности все оказалось иначе. Агрегаторы определяют ценовую политику, а конкуренция между ними и непомерно высокие комиссии делают работу крайне выматывающей. То же фактически теперь касается и водителей, купивших за четверть миллиона долларов частную лицензию. Медианная зарплата таксиста с собственной лицензией в Калифорнии по состоянию на июль 2020 года составляет порядка 40 тысяч долларов в год «грязными». Доход варьируется от 33 тысяч до 49 тысяч долларов, в зависимости от города и многих других факторов, включая дополнительный сертификаты, то есть в среднем 3300 долларов в месяц. Вот что рассказал Андрей Булгак, долгое время работавший в Калифорнии в такси и переквалифицировавшийся в водители автобуса, чему он очень рад. «Люди, которые купили медальоны, в любом случае должны платить в банк ипотеку. Потому что они купили этот медальон за 250 тысяч долларов. А банку все равно — карантин или не карантин. Это что касается такси. Я видел человека, который купил этот медальон. Я говорю: переходи, уходи из такси, не работай там больше, потому что все валится. А он говорит, что не может, потому что на нем теперь висит этот долг. Продать он этот медальон не может. Водители Uber и Lyft тоже спрашивают, как можно поменять работу, потому что из-за карантина у них упали доходы». Будь то популярный в США Lyft, будь то Uber, все они позиционируют себя как высокотехнологичные и инновационные компания. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что инновационного в них не так уж и много. Помимо приложения и возможности заказа машины через интернет (того, что теперь делают почти все), это все же просто классическая служба такси, основой которой являются водители, автомобили и бензин. Раньше такси вызывали по телефону, а теперь это можно сделать через интернет. Речь тут больше идет не о новых технологиях, а о попытке под их соусом внедрить другую схему рабочих отношений, считает руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Станислав Швагерус руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси «Конечно, вопрос интересен тем, что именно с Калифорнии началось глобальное развитие уберизации отраслей экономик. Uber уже заявил, что если решение суда останется в силе, то агрегатор прекратит свою работу в Калифорнии. Это не впервой для Uber, он из многих стран уходил после того, как ставили под удар именно эту бизнес-модель: неограниченное использование независимых исполнителей, за которых не нужно нести ответственность». В марте Кассационный суд Франции признал водителя Uber сотрудником компании, а не независимым подрядчиком. Основанием для решения было то, что при подключении к цифровой платформе Uber между водителем и компанией устанавливаются отношения субординации, поэтому водитель предоставляет услуги не как самозанятое лицо, а как сотрудник. Кроме того, водитель не может устанавливать стоимость поездки и сам искать клиентов. Компания Uber показывает убытки год за годом. За 2019 год они превысили 8,5 млрд долларов. При этом сооснователь компании Трэвис Каланик в конце 2019 года покинул совет директоров, избавившись от своих акций на 2,5 млрд сразу же, как только биржевые законы позволили ему это сделать.