Войти в почту

Владельцы автомобилей с армянскими номерами жалуются на регулярные штрафы ГИБДД

«Около 300 тысяч россиян боятся потерять свои автомобили, лишиться средства передвижения для своих семей». Об этом говорится в петиции к президенту на сайте change.org, которую подписали почти 9 тысяч человек. Речь об авто с армянскими номерами: этим летом инспекторы ГИБДД начали штрафовать их владельцев и забирать машины на штрафстоянки, если выяснится, что они не растаможены. Штраф в первый раз — 500 рублей и штрафстоянка, дальше — 5 тысяч или лишение прав до трех месяцев. В одном из ближайших к Армении субъектов России — Ставропольском крае, прошла акция протеста водителей, а в соседнем Краснодарском крае водители записали такое обращение: «Порядка 30 тысяч транспортных средств были ввезены на территорию РФ, с армянским учетом. Таможенная служба каких-либо мероприятий по декларированию, растаможке, оформлению временного ввоза не проводила. При этом органами ГИБДД уже как неделя начались массовые тотальные рейды на такие транспортные средства. Такие транспортные средства останавливаются на дорогах, оформляется протокол по статье 12.3, изымается транспортное средство». До 2020 года схема была такая: водитель покупает автомобиль, привозит его в Армению, или даже покупает там. Оплачивает налоги по армянским ставкам, на порядок более низким, чем российские. Получает армянский номер и свободно пересекает границу России, не декларируя машину и даже не оформляя временный ввоз. Выгода серьезная — экономия при оформлении, транспортный налог платить не надо, есть даже возможность нарушать ПДД — камера считает иностранный номер, но квитанция не придет, потому что в базе ГИБДД сведений о нем нет. За полтора года одна Москва, например, собрала 2 млн таких нарушений. Но с лета этого года началась волна штрафов: как говорят владельцы армянских номеров, инспекторы объясняют их тем, что договор о присоединении Армении к ЕАЭС называет такие автомобили «иностранным товаром», следовательно, постановка авто на российский учет обязательна. А повторная регистрация и получение российского ПТС потребуют доплаты разницы таможенных платежей, иногда эта разница может составлять цену самой машины. Поэтому никто и не будет проводить эту регистрацию — от машины предпочтут избавиться, говорит автоюрист Антон Трошанов. Антон Трошанов автоюрист «То есть, грубо говоря, чтобы ввезти автомобиль стоимостью миллион, нужно заплатить миллион еще — здесь. Этот автомобиль, скорее всего, будет сдаваться на разборки, и очень много появится автомобилей, у которых будут перебитые номера. То есть так называемые автомобили под документы, которые будут всячески продаваться людям, которые не понимают, что покупают. И у нас появится такой теневой элемент, от которого будут граждане страдать». В этом году армянскую лазейку окончательно захлопнули. Армения подняла таможенные пошлины к уровню прочих стран ЕАЭС, в России вступили в силу поправки, по которым все авто в России должны состоять на учете в ГИБДД, а если машину ввезли, дается год на ее оформление, иначе — на выход. В конце прошлого года тогда еще вице-премьер Максим Акимов говорил, что нарушителей с иностранными номерами все же будут штрафовать в России через камеры, правда, для этого еще нужно наладить совместную работу МВД, Минтранса, ФТС и ФСБ. Проблема в том, что все эти меры — так называемое нормотворчество на ходу, у инспектора даже нет возможности узнать, когда человек приехал с Армении, и прошел ли тот самый год, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Понимаете, в чем дело, ГИБДД может спросить паспорт, но человек не обязан возить с собой заграничный паспорт. Во внутреннем российском паспорте не пишется, когда человек выехал и въехал. Соответственно, узнать, когда этот год прошел или не прошел, возможным не представляется. Базы не синхронизированы между Россией и Арменией, и, на самом деле, синхронизация баз была бы выходом из всей этой ситуации безболезненно. Соответственно, инспектор может проверить наличие страховки, зеленой карты, которая обычно покупается в стране выезда, однако она покупается, в том числе онлайн. Это не самая большая тоже проблема. И проверить достоверность у инспектора тоже далеко не всегда есть возможность». О несогласованности российских ведомств говорит и ответ Федеральной таможенной службы, который в разное время рассылался нескольким СМИ. Пока ГИБДД штрафует водителей с армянскими номерами, ФТС подтверждает, что такие авто растаможке не подлежат. И временный ввоз на них не оформляется.

Владельцы автомобилей с армянскими номерами жалуются на регулярные штрафы ГИБДД
© BFM.RU