Магистраль непрерывной критики. Реконструкция улицы Мельникайте в Тюмени может остановиться?
Шире дорога, больше эстакад Реконструкцию улицы Мельникайте уже несколько лет обсуждают в Тюмени. Мегапроект предусматривает расширение проезжей части до 6-8 полос, а также организацию двухуровневого движения на оживленных перекрестках. Предполагалось, что в результате появится безостановочный коридор для движения автотранспорта с севера, то есть от улицы Федюнинского, на юг – до улицы Дружбы. Средняя скорость потока должна составить 80 км/ч. Ровно такой проект в 2016 году представили тюменские власти. Тогда директор главного управления строительства региона Сергей Шустов рассказывал: кроме строительства развязки напересечении с улицей Федюнинского, они также планируются на пересечениях со следующими улицами: 30лет Победы, Республики, 50лет Октября и Дружбы. Впланах – новый мост через Туру, параллельный тому, что на Челюскинцев. Что реализовано на данный момент? Организовано беспрерывное движение по улице Мельникайте, от Федюнинского до Малыгина. Бессветофорный путь стал длиннее с августа, когда с опережением на год открылась развязка на пересечении Мельникайте – 30 лет Победы. Напомним, что открывали новый путепровод с помпой. В работы было вложено порядка двух миллиардов рублей. Параллельно ведется работа по реконструкции Мельникайте, от моста через реку Тура до улицы Дружбы. Дорогу расширяют до шести полос, переустраивают инженерные коммуникации. Строительство на объекте ведет компания «Мостострой-11». Планируется, что участок будет готов через год – к ноябрю 2021 года. Стоимость контракта изначально составляла 943,5 млн рублей, но в сентябре из федерального бюджета было выделено еще полмиллиарда. Осенью прошлого года был сдан еще один объект – развязка на пересечении улиц Мельникайте и Дамбовской с мостовым переходом через Туру. Получается, что без изменений пока остается участок от улицы Малыгина до моста. Чтобы довести планы до конца, предстоит построить две развязки. Что касается пересечения улиц Мельникайте-Республики, то от планов по возведению тут развязки власти отказались (возможно, временно). Сергей Шустов в январе 2019 года объяснял такое решение двумя основными причинами: застроенная домами территория и неудобство для передвижения пешеходов. А вот проектная документация и результаты инженерных изысканий на возведение развязки на Мельникайте – 50 лет Октября осенью прошлого года получили одобрение госэкспертизы. Но о сроках пока ничего не известно. Зачем нужна реконструкция: мнение власти Грандиозные планы по реконструкции улицы Мельникайте в администрациях Тюмени и области комментируют крайне редко. И главным доводом необходимости превращения этой улицы в магистраль называют борьбу с пробками и увеличение пропускной способности. Вот как в мэрии города опровергали слухи об отказе от этого проекта: «Проект улицы Мельникайте предполагает улучшение условий для всех участников дорожного движения, в том числе, пешеходов и велосипедистов. Его реализация позволит сбалансировать транспортные потоки и добираться жителям и гостям Тюмени до социально значимых объектов без проблем. Напомним, что вдоль этой городской магистрали размещено значительное количество объектов социального назначения, чем и объясняется потребность в развитии ее дорожной инфраструктуры. Улица Мельникайте является основной транспортной артерией, связывающей три части города и выводящей транспортные потоки с периферии на магистрали». Трудно спорить о том, что тюменцам крайне важна доступность объектов на Мельникайте, особенно в районе пересечения с улицей 50 лет Октября, ведь в этом районе находятся несколько корпусов университета, другие учебные заведения, администрация ЛАО, несколько медицинских учреждений. Заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ Дмитрий Захаров вместе со студентами еще в 2017 году разработал имитационную модель движения по Мельникайте, сравнив движение двух авто в условиях, когда перекрестки снабжены светофорами и в бессветофорном режиме. По расчетам, время проезда авто в утреннее время на участке от Широтной до Харьковской сократилось почти в три раза, в вечернее время эффект не такой большой – около 50%. «Но тогда еще не был открыт Обход Тюмени, а потому транспортные потоки, возможно, сейчас изменились», - комментирует Захаров. Почему общественники против? Общественники в противовес доводам властей приводят свои: мол, да, пропускная способность дорог вырастет, и это спровоцирует рост количества автомобилей. Цели, которую ставят перед собой власти, – сократить число автомобилистов в пользу общественного транспорта – так не достичь. План по реконструкции Мельникайте в региональном отделении «Городских проектов», которым руководит Кристина Шелемеха, называют «уничтожением». Сообщество запустило сбор подписей под петицией с призывом остановить разрушение улицы. «Залог города без пробок – правильная расстановка приоритетов при планировании развития. Площадь в городе является дефицитным ресурсом. Поэтому эффективность передвижения определяется занимаемой площадью. Самым высоким приоритетом обладают пешеходы, затем - велосипедисты, далее – общественный транспорт. Последние места в лестнице приоритетов у автомобилей. Такая градация значительно повышает пропускную способность дорог», - написано в петиции, адресованной главе города Руслану Кухаруку. За месяц под документом оставили подписи 367 тюменцев. Общественники просят вернуть на пересечениях Мельникайте с улицами 30 лет Победы и Гнаровской наземные переходы в дополнение к надземным, а также отказаться от остальных задумок по превращению улицы в магистральную. Станут ли просьбы общественников поводом для изменения решений – неизвестно, а вот то, что кризис скажется на планах – очень даже вероятно. В настоящее время власти региона корректируют бюджет, урезая или вовсе отказываясь от необязательных статей расходов. В ближайшие несколько лет бюджет региона (а скорее всего, и города) будет дефицитным, прогнозируют эксперты. А потому у общественников есть время, чтобы отстаивать свою точку зрения. Фото:«Тюмень – наш дом»/vk.com, admtyumen.ru