«Воспитание участников дорожного движения — кропотливая работа»
Депутат Законодательного собрания Приморского края по округу № 8, координатор партийного проекта «Безопасные дороги» Юрий Корсаков предлагает собственный анализ причин аварийности на дорогах региона и оценку эффективности действий власти по снижению количества ДТП.
— Юрий Михайлович, в нынешнем году наблюдается определенное снижение количества ДТП. С чем это связано?
— По данным УМВД России по Приморскому краю, за 2019 г. произошло 3013 ДТП — на 5,1% больше, чем в 2018-м. Травмы в авариях получили 3745 человек (на 3,8% больше).
Если в позапрошлом году в Приморье в ДТП погибли 310 человек, то в 2019 г. — 294 (на 5,2% меньше). На 100 пострадавших приходилось 7,3 погибших. Это меньше, чем по России (7,5%) и по Дальнему Востоку (8,1%).
Очень плохо, что на 6,9% увеличилось количество аварий с участием детей до 16 лет. В 2018 г. таких случаев было 334, в 2019-м — 357. Количество ДТП с пьяными водителями снизилось на 8% и составило 301 случай (в 2018 г. — 327).
За девять месяцев нынешнего года в Приморье зафиксировано 1994 ДТП, в которых погибло 176 и ранено 2508 человек. За аналогичный период прошлого года произошло 2230 ДТП, с 216 погибшими и 2814 ранеными. С одной стороны, тенденция к снижению. Но стоит ли успокаиваться?
Мы далеки от поставленной в проекте «Безопасные дороги» отнюдь не абстрактной цели — нулевая смертность на дорогах. И, скорее всего, не повышением дисциплинированности водителей и пешеходов объясняется такая статистика. ГИБДД связывает снижение аварийности с режимом самоизоляции — в первом полугодии меньше было автомобилей на дорогах, да и пешеходов. Допустим, в апреле, когда ограничения были введены и соблюдались наиболее строго, показатель аварийности упал на 20%!
— Получается, снижение количества ДТП определяется факторами, напрямую с соблюдением правил не связанными?
— Я бы так не утверждал, поскольку в 2016–2017 гг. Приморье входило в число лучших регионов страны по снижению аварийности и смертности, в 2018–2019 гг. произошел небольшой скачок, но все равно ситуация была значительно лучше, чем в 2000–2015 гг.
По статистике, самым распространенным видом ДТП в регионе являются столкновения транспортных средств (746 фактов), далее идут наезды на пешеходов (570) и наезды на препятствие (175 ДТП). Основные причины дорожно-транспортных происшествий: превышение безопасной скорости; нарушение правил маневрирования; выезд на полосу встречного движения; управление транспортным средством в алкогольном опьянении; переход в неустановленном месте; нарушение правил обгона; несоблюдение дистанции; нарушение правил проезда перекрестков; неожиданный выход на проезжую часть.
Эта структура в целом схожа по разным регионам России, неслучайна и связана с определенными структурными проблемами в области безопасности движения ТС.
— Водители обычно жалуются на плохое качество дорог, отсутствие освещения, разметки, на то, что знаков не видно и прочие, как принято считать, объективные вещи.
— С точки зрения создания условий для дорожной безопасности в Приморье делается немало. Я не говорю сейчас про меры контроля, распространение систем фото- и видеофиксации, приборов, выявляющих алкогольное опьянение, хотя и это немаловажно.
Несколько лет дороги края приводятся в нормативное состояние по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» (сейчас уже не только во Владивостокской агломерации, но и на других краевых дорогах); дорожные работы производятся в рамках социального развития центров экономического роста; региональной и местных программ. В нынешнем году протяженность отремонтированных дорог по краю (не считая муниципальных) выросла втрое по сравнению с прошлым годом — до 200 км. Благодаря настоянию губернатора Олега Кожемяко вдвое (до 4 млрд рублей), увеличилось финансирование текущего содержания региональных дорог. А это значит, что они будут лучше чиститься, освещаться, вовремя отсыпаться. Все это напрямую связано с безопасностью.
Перспективы еще более интересные. Принятая в сентябре национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока обещает нам приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети Владивостока и 14 других населенных пунктов Приморья, 3,4 тыс. км (половины) сети региональных дорог приведут в нормативное состояние. Планируется реализовать ранее задуманные крупные дорожные проекты: ВКАД, трассу Владивосток — порт Восточный (она станет федеральной), мост на Русский через остров Елена и т. д. Всего этого просто раньше не было.
Хорошо работает подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае» программы «Безопасный край». Здесь предусмотрены как технические мероприятия (допустим, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения и повышение качества оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП), так и серьезная работа по повышению правосознания участников дорожного движения — социальная реклама, пропаганда ответственного вождения и т. д.
Как депутат много внимания уделяю тому, как идет формирование транспортной инфраструктуры Владивостока в целом и Первореченского района в частности. Торги администрация города провела еще в начале года, впервые после саммита АТЭС 2012 г. выполнен подобный объем работ. Считаю, что на округе в нынешнем году серьезный объем дорог отремонтирован в рамках БКД, а внутриквартальных проездов, придомовых территорий, тротуаров — по наказам избирателей. Ремонт производится по тем адресам, где это действительно необходимо, там, где жильцы, управляющие компании проявляют заинтересованность. Естественно, контролю качества уделялось особое внимание.
Как координатор партийного проекта «Безопасные дороги» в Приморском крае, совместно с моими помощниками, членами Общественного совета проекта занимаемся профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. Это комплексная пропагандистская и профилактическая работа с детьми, их родителями, автолюбителями, слушателями автошкол.
Совместно с управлением по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока и компанией «2ГИС» разработаны и внедряются навигационные карты с безопасными маршрутами «дом — школа — дом». К концу сентября картами оснащены все школы Первореченского район, далее проект будет внедрен в других общеобразовательных учреждениях города.
Мы проводим лекции по Правилам дорожного движения и безопасности пешеходов, наглядно показываем, каким маршрутом ребенку безопаснее ходить в школу. Составление и использование схемы безопасного маршрута воспитывает у ребенка чувство дисциплинированности и организованности, формирует основные навыки безопасного поведения на улице и дороге.
Ежегодная летняя акция «Дорога к школе» направлена на выявление опасных для детей участков на пути к учебным заведениям. Члены общественного совета провели выездные проверки состояния пешеходных переходов, тротуаров, остановок общественного транспорта, работу светофоров, наличие соответствующих дорожных знаков, разметки, пешеходных ограждений вблизи образовательных организаций. Первоначально были обследованы участки дорог согласно безопасным маршрутам детей «дом — школа — дом». По результатам акции, проведенной в августе 2020 г., серьезных нареканий нет, администрации Владивостока представлены предложения по повышению безопасности. Выявленные замечания устраняются.
В августе, на рабочей встрече общественного совета проекта «Безопасные дороги», сотрудников УГИБДД по Приморскому краю, управления образования Владивостока и администрации школы № 82, принято решение о создании на базе школы отряда юных инспекторов движения (ЮИД).
— Чем будет заниматься отряд?
— ЮИД служит активному содействию школы в выработке у детей жизненной позиции. Здесь будут изучать правила безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП; знакомиться с оперативно-техническими средствами дорожного движения; проводить массово-разъяснительную работу по пропаганде ПДД и организации этой работы среди детей. Члены отряда примут участие в смотрах ЮИД, конкурсах, соревнованиях, агитбригадах, проведении занятий с юными велосипедистами. Ребята обучатся правилам дорожного движения по специальной программе, а затем сами будут проводить занятия по классам.
Эти и другие мероприятия для детей, родителей, водителей просто необходимы. Пропаганда ПДД очень важна для всех: проблема травматизма на дорогах всегда остается насущной и требует постоянного внимания и взрослых, и детей.
Конечно же, общественным советом проекта «Безопасные дороги» ведется контроль над улучшением состояния дорожной сети, пешеходных переходов (в 80% наездов на пешеходных переходах выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии сооружений).
— На ваш взгляд, именно такая — комплексная и кропотливая — работа способствует сокращению аварийности?
— Любые мероприятия дают свои результаты, чем их больше и чем более продолжительное время они работают, тем лучше. Конечно, мы не можем мириться с тем, что водители зачастую ведут себя на дорогах опасно и нарушают правила. Но надо повышать и грамотность детей, которая оставляет желать лучшего. Уже довольно скоро они вырастут и сами сядут за руль, и мы должны подготовить ребят к надлежащей ответственности.