Войти в почту

«Великий рельсовый путь»: экономист оценил значение Транссиба для РФ

Для продвижения товаров и услуг, скрепления внешних экономических связей необходимы такие транспортные магистрали как Транссиб, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

«Великий рельсовый путь»: экономист оценил значение Транссиба для РФ
© ФБА "Экономика сегодня"

Железнодорожные магистрали в Российской Федерации не только выполняют основные функции, но и связывают регионы воедино, создавая экономическое и политическое пространство.

Крупнейшей из них считается Транссибирская магистраль или, как ее называли раньше, Великий Сибирский путь. Построенная более века назад, она до сих пор демонстрирует высокое стратегическое значение. Исторически Транссибом считается восточная часть, протянувшаяся на 7 000 километров от Миасса на Южном Урале в Челябинской области до Владивостока. Но фактически самая длинная в мире железная дорога связала Европу и Азию. Протяженность магистрали более 9 000 километров.

Начало великого пути

Ранее предпринимались попытки реализовать несколько проектов дороги с участием иностранного капитала. Но все они провалились. Железнодорожный путь, как и прежде, заканчивался на Урале. Далее через всю Сибирь тянулся конный тракт, а из Забайкалья до Владивостока добирались в основном пароходами по рекам Шилке и Амуру. Зимой, когда Амур замерзал, или летом, когда он мелел, регулярное сообщение прерывалось.

В начале 1890 года Комитет министров Российской империи, высший орган, принимавший решения по значимым вопросам государственного управления, приступил к обсуждению строительства трансконтинентальной железной дороги до Владивостока.

Территории от европейской части России отделяли 6 000 верст, а реализация проекта стоила больше 300 млн царских рублей. В пересчете на современные деньги сумма достигала 1 трлн рублей. Предстоящие траты вызывали сомнение в политических кругах – министры не решались дать зеленый свет проекту.

Однако известие, которое пришло в Петербург в июле 1890 года, заставило их поспешно утвердить план. Сообщалось, что Китай начал строить железную дорогу к российскому Дальнему Востоку.

Приступить к скорейшей постройке дороги распорядился Александр III, несмотря на то, что требовалось 335 млн царских рублей. Но нужно было спешить – военный министр Петр Ванновский предложил начать строительство сразу с двух концов, от уральского города Миасса до Владивостока. Рабочие двигались на встречу друг другу.

Историческое событие вызвало интерес Европы, откуда доносились различные оценки действий российской стороны. Так генерал из Германии Густав Крамер предположил, что «в политическом отношении с постройкой дороги Россия приобретет главенствующее значение на Дальнем Востоке и будет в состоянии на всем протяжении защищать свою границу и преследовать безопасно свои политические цели».

Через десятилетия в реальность

Построенный с 1891 года по 1916 год, Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток, российские западные, северные и южные порты.

С одной стороны, магистраль тянется к железнодорожным выходам в Европу из Санкт-Петербурга, Мурманск, Новороссийска и, с другой – в Азию через тихоокеанские порты Владивостока, Находки, Забайкальска.

«Транссибирская железнодорожная магистраль – название, к которому мы уже привыкли и жили с ним последние полтора века. Сейчас весь мир развивается в определенном направлении. Пандемии коронавирусной инфекции подчеркнула, что его центром постепенно становится Азия. Ведущим остается Китай, но подрастают такие страны, как Индия в Южной Азии. В Юго-Восточной Азии – Индонезия и Вьетнам, о который делает успехи в области социально-экономического развития.

Эта часть света ориентируется на европейские рынки сбыта, которые в ближайшем будущем будут играть основную роль. В том числе и для России. Для продвижения товаров и услуг, скрепления внешних экономических связей необходимы транспортные магистрали», - рассказал экономист Михаил Беляев.

Ранее Министерство транспорта Японии, сообщает Yahoo News Japan, заявляло о планах организовать пробный запуск нескольких блок-поездов, которые смогут в будущем доставлять без перегрузки контейнерные и другие грузы в государства Европейского союза по транспортному коридору Транссибирской магистрали. Токио предполагает начать «испытания» в ноябре или декабре текущего года. В экспертном сообществе уверены, что реализация японо-российского проекта на Транссибирской магистрали позволит Москве улучшить свои показатели на европейских территориях.

Начальным пунктом «великого рельсового пути» является московский Ярославский вокзал, а конечным –Владивосток. Пропускная способность достигает 100 млн тонн грузов в год. До сих пор Транссибирская магистраль остается самой протяженной двухпутной и полностью электрифицированной железной дорогой в мире.

Ежедневно по ней проходит до 80 пар поездов, которые на некоторых участках курсируют с временным интервалом, как в метро. Настолько интенсивного железнодорожного движения нет ни в одной стране.

Главная железная дорога

Поезда отправляются из российской центра, пересекают Волгу и сворачивают на юго-восток к Уралу, минуя границу между Европой и Азией. Далее поезда проходят в Омск и Новосибирск, через одну из сибирских рек с интенсивным судоходством к Красноярску на Енисее.

Затем составы еду в Иркутск, преодолевают горный хребет по южному берегу Байкала, и, минуя Хабаровск, спешат во Владивосток. Всего магистраль пересекает 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 млн человек. При этом 14 городов являются центрами субъектов Российской Федерации.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы в европейские страны.

«Мы видим, как Китай трепетно относится к проекту «Один пояс и один путь», который он протягивает на европейские территории по южному коридору. Думаю, что Транссибирская магистраль может существовать параллельно.

Такой транспортный путь невольно дает импульс развитию тех территорий, которые к нему прилегают. К тому же в Российской Федерации они очень пространные и развиваются ассиметрично – восточная часть страны развита чуть меньше, чем западная. Поэтому Транссиб нужен для выравнивания социально-экономического и политического развития всех регионов», - добавил эксперт.

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов, что и способствует повышению обороту товаров.

Российские власти намерены развивать Транссибирскою магистраль. В настоящее время выполняются проектно-изыскательские работы. Известно, что планируется увеличить объем транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в 4 раза и сокращение времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 суток в срок до 2024 года.

«Ничто так не связывает российские территории, как великий железнодорожный путь. Его эксплуатация доступна и экономична. Транссиб не только сшивает регионы в единое социальное и экономическое пространство, но и становится основным транспортным транзитным коридором. То есть он позволяет решать внутренние и внешние задачи одновременно.

Транссибирская магистраль – не просто движение поездов с грузами, так как она оказывает каскадно-веерное влияние на состояние страны. Эта железная дорога поможет решить миграционные вопросы, снимет социально-экономическую напряженность в некоторых регионах, а также поможет развитию национальной экономики», - констатировал экономист.