Скованные одной трассой: дома тысяч владимирцев оказались на пути платной дороги
Сотни миллиардов на стройку трассы Москва – Казань уже разделили короли госзаказа: Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. Корреспондент «Собеседника» на месте пообщался с опасающимися за свое будущее жителями Владимирской области, чьи дома и дачи оказались на пути платной дороги. Вид на трассу Подъездная к Владимиру дорога огорожена защитными экранами. За ними – жилые дома. Перед ними – забор, украшенный логотипами Росавтодора. Это трасса «Волга» (М7) – от Москвы до Уфы. Скоро рядом может появиться еще одна, только уже платная. – Трасса пройдет непосредственно по Владимиру, это можно увидеть на картах. В ее маршрут попадает Мостострой – микрорайон города, который фактически отрезается скоростной платной трассой от остальной части города, – рассказала мне жительница Владимира Наталья Прокофьева. В Мостострое меня встретили местные жители, недовольные будущим соседством. – Мы не против этой дороги. Но нельзя же ее проводить по Владимиру. В городе ради этого срубят множество деревьев, наш зеленый щит. У нас и так много людей с больными легкими, – возмущается Елена Румянцева. Мы стоим неподалеку от въезда в Мостострой. Позади отчетливо слышен шум трассы «Волга», которая проходит по небольшой возвышенности. От нее нас отделяет примерно 200 метров. М12 же собираются строить еще ближе к Мостострою – от самых первых домов ее будет отделять не больше 100 метров. А рядом – пляж и озеро Банное, куда летом приезжают купаться владимирцы. Многие из них еще не знают, что через это место должна будет пройти платная трасса. – Мы писали во все инстанции – и губернатору Владимиру Сипягину, и сити-менеджеру Андрею Шохину. Сипягин же утверждает, что все местные жители якобы выступают за, а проект вообще «идеальный». А местные чиновники говорят, что решение принимает федеральный центр. Мы пишем в Москву, но оттуда нас отправляют сюда, – рассказывает о порочном бюрократическом круге Елена Румянцева. Тем не менее у жителей Мостостроя все же есть официальный ответ из администрации Владимира о том, что новая трасса создаст неблагоприятные условия и это негативно отразится на здоровье людей. Если маршрут трассы не изменят, она разрежет Мостострой надвое – Может, – предлагаю, – стоит написать президенту? – А мы писали! – хором отвечают мне. – И генпрокурору писали, все спускают обратно в регион! – Я строил себе дом, чтобы спокойно жить тут на пенсии. А теперь из окошка буду смотреть на трассу и дышать гарью и выхлопными газами, – с отчаянием говорит Алексей Рычагов. Люди хотели провести митинги против трассы, но из-за пандемии им отказали. COVID-19 мешает и встрече местных жителей с властями. При этом коронавирус, как выяснилось, совсем не мешает чиновникам проводить торжества с перерезанием ленточек. Мнение эксперта «У жителей есть все основания для суда» Так считает председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин: – Есть альтернативные возможности трассирования, но их не ищут – из корысти или из нежелания вести диалог с людьми. С каждым таким случаем надо разбираться. С места в карьер От возможного соседства с платной магистралью только во Владимирской области могут пострадать тысячи человек. И это не только жители Мостостроя. В зону стройки попадает и деревня Колокша. Там ситуация еще хуже: деревня будет зажата трассами сразу с двух сторон. – От одного из домов трасса будет проходить в 50 метрах. Причем это охранная зона с высоковольтными линиями, которые обычно вычищаются, там не должно быть ничего. Но по проекту под ЛЭП хотят проложить мост, – рассказывает мне Константин Смирнов из Колокши. Жители говорят, что дорога пройдет и вдоль засеянных полей. Ни о каком урожае после этого говорить уже не придется. А в 300 метрах от детского лагеря будет расположена двухуровневая развязка. И так далее... Еще одна болевая точка – поселок Улыбышево. Несколько лет назад Владимир Островский и Наталья Терентьева построили здесь дом, где живут с детьми. Вокруг свежий воздух, рядом лес. Теперь они опасаются, что близкое соседство с трассой сведет на нет все это богатство. Владимир Островский из Улыбышево и Елена Румянцева из Мостостроя – У нас и так тут неподалеку есть завод, нефтехранилище, железная дорога, трасса, кладбище. Есть и карьер, где купаются. Теперь между карьером и поселком (а это всего 500 м) втиснут скоростную платную магистраль. К тому же в этом створе хотят еще и развязку сделать для пересечения с М7. Будет полный набор. Теперь мы эту землю даже продать не сможем, – сетует Владимир. Мужчина показывает мне местные виды. Особенно впечатляет карьер в Улыбышево с прозрачной водой. – Во Владимире тема замалчивается, и местные не знают о том, что трасса пройдет по карьерам, – уверяет он. – Если бы знали, возмущение было бы еще больше. – На все наши вопросы нам отвечают: окончательное решение не принято. Мол, если вы чем-то недовольны, предложите свой вариант. Представляете? – удивляется непрофессионализму чиновников его супруга Наталья. Кстати, протесты все же дают кое-какой эффект. Так, ради М12 в деревне Гридино даже хотели снести ряд домов. Но это вызвало большой общественный резонанс. После этого трасса «уехала» в ЗАТО Радужный, а затем пришла к нынешнему варианту. – Пусть ведут эту трассу лесами. Почему надо обязательно вести ее по деревням, по жилым домам? – говорит один из собравшихся вокруг меня местных жителей. А действительно, почему? «Путин, помоги!» По словам жителей, один из первых планов проходил по южной технической зоне города Радужный, и он устраивал всех. Но «Автодор» от него отказался. – Они сказали, что потеряется поток и им это экономически невыгодно. Мол, даже не будем рассматривать. Деньги, выходит, дороже здоровья людей, – возмущаются жители. «Проект даст деловой импульс, усилит экономические связи и повысит инвестиционную привлекательность регионов Центральной России и Поволжья, поможет полнее раскрыть их туристический потенциал» – так президент России Владимир Путин в сентябре высказался о строительстве скоростной платной трассы Москва – Казань. Возможно, глава государства не знал, что за несколько месяцев до этого к нему взывали жители Владимирской области, и именно в связи с этой, казалось бы, столь чудесной трассой. «Путин, помоги!» – в такую фразу выстроились люди, протестующие против платной автодороги М12. Но 15 октября коридор автобана все равно был утвержден правительством России. Однако детальной трассировки пока действительно нет, подтвердили «Собеседнику» в пресс-службе «Автодора». – Второй этап трассы еще не утвержден. Начнется проектирование маршрута. А его утверждает Главгосэкспертиза России, учитывая при этом разные параметры: ценовые, экологические, технические... Пока экспертиза нам ничего не давала, – сказали мне в пресс-службе госкомпании. – Предполагается, что детальная трассировка будет утверждена уже в 2021-м, – сказал представитель «Автодора». – При этом региональные власти должны согласовать маршрут трассы с местными жителями. И если дорога будет проходить не по СанПиН, то Главгосэкспертиза просто проект не пропустит. Хотелось бы верить. Местные жители между тем опасаются, что в какой-то момент окончательный маршрут трассы будет утвержден, но они об этом узнают последними. Кто еще Казанский протест Трассировка М12 вызвала протест не только во Владимирской области. Возмущались и жители Татарстана. – Мы написали уже более сотни писем во все инстанции. Отовсюду пришел один ответ: обратитесь в Министерство транспорта. Минтранс в свою очередь отвечает, что мы должны обратиться в «Автодор». Более месяца мы пытаемся попасть туда на прием, но нас игнорируют, – сказала мне жительница деревни Орел Анна Закирова. В итоге в середине ноября власти все же объявили: маршрут скоростной трассы изменят с учетом пожеланий местных жителей. Илья Давлятчин * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2020 под заголовком «Скованные одной трассой».