Войти в почту

Фермеры Киргизии жалуются на сложные отношения с ритейлерами

Ассоциация развития агропромышленного комплекса КР призывает правительство и парламент Киргизии обратить внимание на ситуацию, в которой оказались местные сельхозпроизводители. Они не могут реализовать свою продукцию на внутреннем рынке страны из-за сложных отношений с торговыми сетями.

Фермеры Киргизии жалуются на сложные отношения с ритейлерами
© Российская Газета

Вход платный

Сегодня в республике изыскиваются любые возможности, чтобы хоть как-то поддержать киргизстанских производителей. В числе наиболее актуальных мер - введение запрета на проверки бизнеса со стороны госорганов, налоговые каникулы, возможность получения отсрочки по выплате кредитов и другие.

Однако решить главную проблему - организовать достойный рынок сбыта продукции местных товаропроизводителей - у властей не получается. Товары с маркой "Сделано в Киргизии" по-прежнему продать в республике сложно.

Крупные торговые сети готовы размещать такую продукцию на своих полках, но за определенную плату, называемую ретробонусами. Причем скромными эти суммы не назовешь. Например, за то, чтобы товары, произведенные в республике, появились в местных супермаркетах, нужно заплатить от 10 до 15 процентов от их стоимости, а то и больше. Естественно, это не лучшим образом сказывается на конечных ценах.

Причем размер ретробонусов и других наценок торговые сети могут устанавливать самостоятельно в одностороннем порядке. С теми же, кто не согласится с такими условиями, просто прекращают сотрудничество либо сокращают ассортимент их товаров. В связи с этим многие поставщики вынуждены убирать свою продукцию из супермаркетов.

- Я встречался по этому поводу с представителями крупных супермаркетов, мы договорились искать компромисс для приемлемых условий работы обеих сторон, - рассказал "РГ" глава Ассоциации развития АПК Бактыбек Шамкеев. - Мы согласны с их позицией, направленной на упорядочение отношений на внутреннем рынке. Конечно, торговые сети можно понять. На сегодня они единственные локомотивы "белого" бизнеса в отличие от патентной системы, которая не позволяет выявить весь оборот товаров. Понятно и то, что крупные торгсети взяли кредиты на развитие, создают рабочие места, уплачивают налоги. Но ведь и нас нужно понять. Именно поэтому мы предложили пересмотреть ценовую политику для отечественных производителей. Ведь если так случится, что границы снова закроют, именно местный бизнес будет основным поставщиком продукции в супермаркеты.

Надо сказать, что тема отношений киргизстанских производителей и крупных торговых сетей поднимается не впервые. В последний раз ее обсуждали на недавнем внеочередном заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР.

По словам Бактыбека Шамкеева, спорную ситуацию может разрешить новая редакция закона о внутренней торговле. Документ, как считают в ассоциации, должен сдерживать торговые сети при выдвижении ими условий.

- В качестве примера хочу привести то, как работает подобный закон в Российской Федерации, - добавил Бактыбек Шамкеев. - Там четко прописано, когда и сколько нужно оплачивать, а также что запрещено делать торговым сетям. Причем за неисполнение закона следуют значительные финансовые санкции.

По мнению главы ассоциации развития, новый закон о внутренней торговле смог бы разрешить ряд серьезных проблем, которые сегодня сложились на рынке стран, в частности защитить права местных производителей.

Вопрос не решается

Закон о внутренней торговле в республике был разработан и принят парламентом еще в 2002 году. В него периодически вносились изменения, однако, как считают эксперты, документ так и не смог выполнить одну из своих главных задач - урегулировать отношения между поставщиками и торговыми сетями.

К сожалению, как признаются разработчики закона, значительную часть мер по защите местного малого и среднего бизнеса в нормативно-правовой акт включить так и не удалось.

- Начиная с 2011 года, мы выступали за принятие новой редакции закона о внутренней торговле, а также предлагали ряд существенных изменений в действующий нормативно-правовой акт, - рассказала глава Ассоциации поставщиков КР Гульнара Ускенбаева. - В 2012 году некоторые поправки были приняты, но не в том объеме, в каком хотелось бы. В частности, в закон не попало определение "торговые сети".

В 2014-м урегулировать отношения между супермаркетами и местными производителями попробовали специальным постановлением правительства, но опять-таки безрезультатно. Дело в том, что торговые сети - это всегда крупный бизнес, тогда как большинство поставщиков в нашей стране к такой категории отнести нельзя. В основном это мелкие и средние предприниматели. В позапрошлом году наша ассоциация поднимала вопрос о том, что проблема взаимоотношений между торгсетями и поставщиками не решается. Тогда была создана группа для разработки нового закона, в которую, кроме депутатов парламента и чиновников министерства экономики, вошли также представители компаний-поставщиков и крупных торговых сетей. Была подготовлена новая редакция закона о внутренней торговле, которую внесли на рассмотрение парламента. Документ прошел согласование в комитетах, общественное обсуждение, но и только.

По словам Гульнары Ускенбаевой, проблема еще и в том, что республика является членом Всемирной торговой организации (ВТО), и, следовательно, правила структуры распространяются на всех игроков рынка вне зависимости от того, отечественные они или зарубежные, мелкие, средние или крупные. Нормы ВТО не предусматривают каких-либо льгот для внутренних производителей, и государство должно обеспечить единые правила для всех участников торгово-экономической деятельности.

Прежде всего - защита

Новая редакция закона о внутренней торговле направлена, прежде всего, на защиту местных производителей. К примеру, в одной из статей четко оговариваются меры, которые, по мнению разработчиков документа, не только существенно поддержат внутренних производителей продукции, но и будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров путем создания условий для их реализации. Это, например, распространение информации, проведение выставок-ярмарок и прочее.

В законопроекте также говорится, что торговым сетям запрещается взимать плату за право поставок местных продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты.

Именно этот пункт вызывает больше всего споров. У реализаторов своя позиция, причем их доводы столь же убедительны. Один из них - супермаркеты относятся к группе крупных налогоплательщиков и оплачивают, кроме прочих обязательных платежей, еще и налог на добавленную стоимость (НДС), тогда как местные сельхозпроизводители от НДС освобождены.

Особое место в законопроекте занимает глава "Социально значимая торговая деятельность". Она предусматривает возможность скидок для малообеспеченных граждан. Кто конкретно будет пользоваться подобными льготами, установят органы местного самоуправления.

В свою очередь, чтобы супермаркеты не понесли значительные убытки, в законопроекте предусмотрены меры поддержки и для них. В частности, те торговые дома, в деятельность которых включено участие в реализации социально значимых проектов, предлагается освобождать от уплаты аренды за занимаемые помещения и предоставлять им различные льготы.