Войти в почту

Главный по мостам. Лавр Проскуряков – инженер, изменивший строительную механику

В конце XIX века во всем мире стали известны не только гениальные писатели и композиторы из России, но и множество российских изобретателей и инженеров, разогнавших технический прогресс до неслыханных масштабов. Один из них – мостостроитель Лавр Проскуряков. Многие из его экономичных, легких и совершенных конструкций служат и сегодня.

Главный по мостам. Лавр Проскуряков – инженер, изменивший строительную механику
© Главгосэкспертиза России

Когда осенью 1926 года Проскурякова с почестями хоронили на Новодевичьем кладбище, его коллега, ученый в области мостостроения и материаловедения Петр Велихов сказал: «Лавра Дмитриевича по справедливости можно назвать отцом графоаналитических методов расчета в нашей науке, отцом экспериментальной школы в области сопротивления материалов, отцом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом строго логических ферм в нашем мостовом деле». Добавим, что кроме этого Проскуряков разработал курс «Строительная механика», который выдержал семь изданий и на долгое время стал учебником для всех технических вузов страны. Но Лавр Проскуряков работал не только над теорией, но и применял свои изобретения на практике: среди его шедевров - уникальные для своего времени железнодорожные мосты и, в первую очередь, знаменитый мост через Енисей.

Лавр Проскуряков был одним из 18 детей в семье сельского священника. Он с отличием окончил четыре класса Воронежской духовной семинарии, что приравнивалось к полному гимназическому курсу, и подал прошение на выход из духовного звания. Мальчика интересовали точные науки, а не богословие, и, получив рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение, он отправился в Санкт-Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения. По идее его создателя А. Бетанкура, институт должен был «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи». Интересно, что в момент, когда юный Лавр Проскуряков принял решение учиться на инженера железных дорог, он еще не видел ни одного паровоза, ни рельсов, ни шпал, да и мосты в его жизни встречались только те, что были наспех сложены из досок. Кто бы мог подумать, что через пару десятков лет он построит один из самых технически совершенных железнодорожных мостов в мире!

Еще во время учебы в институте Проскуряков, увлекшись строительной механикой, начал выполнять первые проекты мостов и придумывал новые конструкции, которые позже применит при строительстве Транссиба. Железнодорожные мосты в Сибири через могучие и очень глубокие реки Обь, Иртыш и Енисей должны были выдерживать и паводки, и натиск льдов, и ноу-хау Проскурякова позволяло им это. Будучи студентом, Лавр Дмитриевич опубликовал свою первую научную работу - «Исследование значений момента от сосредоточенных грузов, перемещающихся по балке на двух опорах», а через год после окончания института вышла его вторая статья – «О времени, необходимом для прогиба балки».

Перспективного молодого специалиста взяли на службу в Министерство путей сообщения. На работе надо было заниматься, в основном, подготовкой многочисленных бумаг, но Проскуряков находил время для проектирования и исследовательской деятельности. Кстати, вскоре он вернулся в альма-матер в качестве преподавателя на кафедре мостов, а затем защитил здесь диссертацию «К расчету сквозных ферм», в которой показал наличие дополнительных напряжений в концевых панелях ферм: до этого они не учитывались в расчетах. Преподавательская деятельность Проскурякова продолжилась в 1896 году, когда он стал профессором Московского инженерного училища (сегодня это Российский университет транспорта) и заведующим кафедрой строительной механики и мостов.

Еще в 1896 году, проектируя мост через реку Которосль в Ярославле, Проскуряков разработал таблицу, с помощью которой можно было быстро и точно рассчитывать нагрузки на тот или иной участок при прохождении поезда. Затем в своих проектах он первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчетам многорешетчатых мостовых ферм. Вместо них инженер спроектировал ферму с одной треугольной мощной решеткой: это обеспечило точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки.

Увидев, что Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении, министр путей сообщения Сергей Витте предложил инженеру заняться проектированием железнодорожных переходов на Транссибирской магистрали. К тому времени «Великий сибирский путь» добрался уже до Красноярска, где предстояло возвести мост через Енисей. При разработке этого проекта Проскуряков использовал настолько смелые инженерные решения – например, длину пролетов в 145 м и высоту ферм облегченной конструкции в 20 м, выморозку шахт под кессоны, использование для них древесины и снижение в них давления, что коллеги из Комитета по сооружению Сибирского пути назвали замысел опасным прожектом. Одним из немногих, оценивших проектные решения Проскурякова по достоинству, был знаменитый инженер-строитель Евгений Карлович Кнорре, будущий автор первого проекта московского метрополитена, – о нем пресс-служба Главгосэкспертизы России расскажет в самое ближайшее время. Проскурякову пришлось призвать все свое красноречие и потратить немало времени, чтобы отстоять прогрессивные разработки и убедить коллег в своей правоте. А Кнорре впоследствии стал руководить работами по строительству моста.

Вот как был описан проект Енисейского моста на Всемирной выставке в Париже в 1900 году – той самой, где публика увидела Эйфелеву башню, двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля, радиоприемники Попова и Маркони, лампу накаливания Ладыгина и множество других гениальных изобретений и проектов: «Мост на Средне-Сибирской железной дороге близ Красноярска представляет собой одно из замечательных сооружений в России как по своей грандиозности, так и по трудности условий его постройки. Мост состоит из пяти речных, двух береговых быков и двух устоев, основанных на железных и деревянных кессонах. Железные кессоны речных быков площадью 179 кв.м опущены на глубину до 20 м. Объем каменной кладки всего моста – 27 800 куб.м. Верхнее железное строение состоит из шести ферм с ездою по низу системы Шведлера, длиною каждая 144,45 м, высотою 21,64 м и весом 900 тонн. Постройка началась в августе 1896 года, и уже 28 марта 1899 года мост был сдан управлению дороги, на полгода раньше договоренного срока». Тогда жюри выставки присудило проекту Проскурякова Большую золотую медаль.

С постройкой моста открылось постоянное сообщение по Средне-Сибирской линии Транссиба. От Москвы до Красноярска стало возможно доехать за 11 суток: космическая скорость по тем временам! Если в 1895 году первый поезд привез по мосту в Красноярск всего десять человек, то к 1900 году по нему было перевезено уже 1,25 млн. пассажиров.

Енисейский мост, который при открытии назвали Царским, также носил и имя своего создателя Лавра Проскурякова. Евгений Кнорре говорил, что строение было «заложено с запасом прочности в 52 раза». Мост простоял более 100 лет, а в 2007 году его разобрали и сдали на металлолом. Была ли возможность отремонтировать мост и восстановить его работоспособность? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Зато другой знаменитый мост Проскурякова – Амурский, заложенный в 1913-м, в год трехсотлетия дома Романовых и запущенный в эксплуатацию в 1916-м, – стоит до сих пор, несмотря на то, что в годы Гражданской войны его пытались взорвать. Длина моста - 2500 м. На момент окончания строительства он был одним из самых длинных в мире.

Мосты Лавра Проскурякова

1. Металлический мост консольной системы построен в 1888 году через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

2. Мост через Енисей – второй по величине в Европе и самый большой в России - построен в 1895 году.

3. Проекты мостов через Оку (Каширский железнодорожный мост), Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге), Волгу (у Казани), Зею и Черемшанку (Транссиб, ветка Тюмень-Омск). Все они построены по проекту Енисейского моста.

4. Мост через Которосль возле Ярославля – пущен в эксплуатацию в 1896 году.

5. Мост через Сейм у Конотопа и «Горбатый» мост на Кругобайкальской железной дороге построен в 1904 году.

6. Два арочных железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский) - Проскуряков спроектировал в 1905 году вместе с архитектором А. Н. Померанцевым. В 1956 году мосты были реконструированы, а в 2001-м перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными.

7. Мост через Амур у Хабаровска длиной 2590 м был назван в честь цесаревича Алексея и открыт для движения 5 октября 1916 года.

8. Нижний (Восточный) Сабуровский мост построен в 1924 году.

Фото: ardexpert.ru, kommersant.ru, pastvu.com, wiki-org.ru, retromap.ru, twitter.com/rzd_official, cruiseinform.ru, tourismdfo.tilda.ws