Войти в почту

Искусственный интеллект повышает безопасность вождения пожилых японцев

Производители автомобилей в Японии, где почти 30% населения составляют люди от 65, с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ) адаптируют автомобили под нужды пожилых водителей, чтобы они чувствовали себя более уверенно и были в большей безопасности за рулем. Об этом 19 января пишет информационное агентство Bloomberg.

Частые аварии с участием пожилых водителей усилили давление со стороны японских властей на автопроизводителей, вынуждая их повысить стандарты безопасности для автомобилей. Например, с 2021 года на всех новых автомобилях, продаваемых на внутреннем рынке Японии, должны быть установлены автоматические тормоза, а автомобильные компании должны использовать интеллектуальные технологии, чтобы сделать автомобили более удобными для пожилых людей.

Эти направления в автомобилестроении становится все более приоритетными, поскольку общественные железные дороги в сельской местности исчезают, что приближает кризис изоляции, который только усугубляется пандемией коронавируса. Не имея никаких средств передвижения, пожилые люди в Японии все чаще вынуждены оставаться дома, и продолжительность их жизни сокращается по мере того, как исчезают возможности передвижения на транспорте.

Недавняя громкая авария со смертельным исходом стала одной из причин, по которой проблема адаптации автомобилей для нужд пожилых людей вышла на первый план. В феврале прошлого года 89-летний Кодзо Иидзука был обвинён в деянии, приведшем к гибели людей и травмам после аварии в районе Икебукуро в Токио. Бывший высокопоставленный чиновник ехал со своей женой в ресторан в апреле 2019 года, когда его автомобиль Toyota Prius проехал по пешеходному переходу, убив ребенка и его мать и причинив вред нескольким людям.

Этот инцидент вызвал общенациональные дебаты о пожилых водителях на дорогах Японии. После трагического ДТП количество пожилых людей, решивших навсегда оставить свои автомобили, резко возросло. По данным Национального полицейского агентства, в 2019 году 350 428 человек в возрасте 75 лет и старше сдали свои водительские права, что является самым высоким показателем за всю историю.

В прошлом году Toyota предложила свою технологию SafetySense. Она предназначена для предотвращения или смягчения лобовых столкновений, а также для удержания водителей в пределах своей полосы движения. Используя камеры высокого разрешения на лобовом стекле и установленные на бампере радары, Safety Sense может обнаруживать приближающиеся автомобили, пешеходов и даже велосипедистов в светлое время суток и подавать звуковые и визуальные предупреждения.

Если водители не реагируют, может быть задействовано автоматическое торможение. Новое программное обеспечение также помогает обнаружить встречные препятствия.

Другие функции Toyota Safety Sense включают коррекцию непреднамеренного съезда с полосы движения, автоматическое переключение между дальним и ближним светом в ночное время в зависимости от интенсивности уличного движения, а также обнаружение медленно движущихся автомобилей по шоссе и автоматическое поддержание заданного расстояния.

Технология обнаруживает знаки остановки и скорости и отображает предупреждение о них на приборной панели, если водители их пропустили.

«Общество, в котором пожилые люди могут безопасно водить машину, имеет решающее значение для их активного участия в общественной и более здоровой и полноценной жизни, — заявили в Toyota. — Наша конечная цель, конечно же, свести к нулю потери в дорожно-транспортных происшествиях».

Похожую технологию предложила и компания Subaru. Она стремится исключить все несчастные случаи и ДТП со смертельным исходом к 2030 году. Как и несколько других автопроизводителей, компания использует стереокамеры, которые имеют две или более линз с отдельным датчиком изображения для каждой, что дает возможность захватывать трехмерные изображения. Технология, получившая название EyeSight, предупреждает водителей о любой опасности.

Subaru заявляет, что автомобили с системой EyeSight попадают в ДТП на 61% реже, а травматизм пешеходов снижен на 35%.

«Было бы невозможно искоренить все несчастные случаи со смертельным исходом без использования искусственного интеллекта», — говорит Эйдзи Сибата из Subaru, специалист, курирующий разработку EyeSight.

Чтобы достичь своей амбициозной цели, Subaru планирует объединить свои стереокамеры с ИИ для точного определения риска возникновения ДТП.

«Это технологически сложная область, — говорит господин Шибата. — Стереокамеры сложнее установить в серийные автомобили, отчасти потому, что они передают больше информации, чем другие датчики, и требуют более сложной технической поддержки».

У Nissan есть аналогичное предложение под названием ProPilot, которое, как ожидается, к концу 2023 года будет представлено как минимум в 20 моделях их автомобилей на 20 рынках мира.

Такуя Мацунага, потерявший жену и ребенка в аварии 2019 года, признает, что это хорошее начало, но добавляет, что дилеры при продаже автомобилей должны указывать, что эти технологии не являются безотказными.

Такуя Мацунага стал членом AinoKai, группы поддержки семей, чьи родственники погибли в ДТП. Группа убеждает государственных чиновников расширять сеть общественного транспорта в региональных центрах.

«Я не хочу, чтобы люди разных поколений, молодые и пожилые, ненавидели друг друга, — говорит Мацунага. — Мы должны думать о людях, которые страдают: пожилых людях в сельской местности».