Кто такой «внутренний лидер» и как им стать

Определенный набор внутренних качеств позволяет человеку стать лидером в первую очередь для самого себя вне зависимости от его социального статуса и должности. Способность управлять собой, амбициозность, целеустремленность, умение быстро принимать решения и другие компетенции являются предпосылками к развитию лидерского потенциала. Так, сотрудник может стать ориентиром для окружающих и повести за собой других. И прежде чем занять лидирующую позицию, необходимо развивать внутреннее лидерство, иначе команда будет воспринимать руководителя лишь формально. Т&P рассказывают о лидерских качествах и способах их развития.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Концепция внутреннего лидерства

Вопрос о том, рождаются лидерами или становятся, рассматривался в психологии через теории лидерства. Сторонники харизматической концепции верили в то, что человеку с рождения дается некоторая «харизма», благодаря которой он и становится лидером. Однако сторонники интерактивной теории уверены в том, что харизма — далеко не решающий фактор, и лидером может стать каждый, если будет обладать определенными качествами и компетенциями. Кроме того, лидерство подразумевает не просто определенное положение в обществе, а процесс вовлечения других людей в общую деятельность.

Человек может занимать руководящую должность, но при этом команда не будет видеть в нем лидера и не станет следовать за ним

В психологии выделяют три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Они отличаются методами взаимодействия с подчиненными и степенью вовлечения их в процессы. Однако вне зависимости от этих типов лидер должен обладать одной из главных компетенций — уметь принимать решения.

Американский предприниматель Кевин Кэшман несколько лет занимался executive coaching в крупных компаниях и написал книгу «Leadership from the Inside Out», в которой рассказал о том, как укрепить в себе внутреннего лидера.

Концепция внутреннего лидерства предполагает, что сотрудник вне зависимости от своей должности благодаря лидерскому потенциалу способен вести за собой других и вносить изменения, способствующие развитию проекта.

Автор выделил семь областей, в которых необходимо развиваться лидеру:

Самопознание. Человек стремится к пониманию себя, своих сильных и слабых сторон, он знает, как будет реагировать в определенных ситуациях, благодаря чему способен контролировать собственное поведение.Целеполагание. Необходимо не просто понимать, что вы хотите, но и четко формулировать это и соотносить с возможностями в текущей ситуации.Управление изменениями. Быстро меняющийся мир стремится диктовать свои правила, которым приходится следовать. Задача лидера — принять эти изменения и в то же время взять ситуацию под контроль, адаптируясь под новые реалии.Межличностные отношения. Умение выстраивать доверительные отношения с окружающими позволяет лидеру вести других за собой.Бытие. В рамках этого пункта Кэшман подразумевает следующее: человек понимает, в какой системе координат он живет, соотносит понятия материального и духовного с собой.Нахождение равновесия. К равновесию можно отнести и внутреннее гармоничное состояние, и умение находить альтернативы и золотую середину.Умение действовать. Принять решение и построить план недостаточно, его необходимо реализовать и при этом быть готовым корректировать его в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Критики классических представлений о лидерстве, согласно которым лидера определяли не его внутренние качества, а положение и отношения в социуме, Роналд Фишер и Алан Шарп написали книгу «Опосредованное лидерство». В ней авторы развивают идею того, что для выполнения функций лидера далеко не всегда нужно формально занимать соответствующую руководящую должность. Поэтому важна не позиция, а характер и результат деятельности. Создатели концепции перечислили навыки, необходимые для осуществления опосредованного лидерства:

четкое формулирование целей и результатов;выработка видения перспективы для развития;освоение новых форм обучения.

Какими качествами и навыками обладает лидер

По мнению Ларса Судмаана, руководителя, инструктора по лидерству, инновациям и коммуникациям для глобальных корпораций, успех лидера зависит от его способности управлять самим собой и работать над своим состоянием.

«Научитесь управлять собой, прежде чем управлять другими», — утверждает Ларс Судмаан

В статьях, опубликованных в Harvard Business Review, Дэниел Голман, американский психолог, писатель, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ» утверждал, что эффективность лидерства во многом зависит от степени развития эмоционального интеллекта. если вы не занимаете руководящую должность, эти компетенции необходимы. Благодаря им вы можете стать лидером для определенной группы людей, которые будут учитывать ваше мнение и поддерживать идеи и решения.

Согласно концепции эмоционального интеллекта Гоулмана, можно выделить пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самосознание. Способность понимать свое нынешнее состояние, предсказывать реакции, понимать, как восполнить свои ресурсы и снизить стресс.Управление своими эмоциями и реакциями. Способность контролировать свое настроение и не распространять свои проблемы на других.Мотивация. Энергичность и настойчивость в достижении поставленных целей.Эмпатия. Понимание эмоциональных состояний людей, с которыми вы взаимодействуете.Социальные навыки. Способность устанавливать доверительные и долгосрочные отношения, учитывая при этом психологический аспект.

Что еще необходимо для развития внутреннего лидерства?

Знать себя

Прежде чем вы сможете вести за собой, вы должны научиться признавать свои сильные и слабые стороны. С этим пониманием приходит уверенность, которая является ключевой чертой лидеров. Так, вы точно знаете, какие задачи точно сможете довести до конца, а какие лучше делегировать. Зная о своих недостатках, вы можете выстроить свою траекторию развития соответствующих навыков.

Составьте список своих сильных и слабых сторон. Решите, что вам помогает достичь поставленных целей, а что, наоборот, препятствует. Определите компетенции, над которыми необходимо поработать в первую очередь.

Привносить изменения

Развитие невозможно без изменений и внедрения инноваций. Поэтому лидер должен генерировать и впоследствии реализовать вместе с командой новые идеи, что ценят работодатели сегодня. Для этого необходимо развивать креативное и критическое мышление. Первое помогает подвергнуть сомнению существующие схемы работы, а второе — подумать над тем, как их можно улучшить.

Составьте список ваших обычных задач. Какие из них можно выполнять эффективнее и при этом тратить меньше ресурсов? Какими способами это можно достичь?

Подумайте над тем, какие изменения вы бы хотели видеть в компании и что может им способствовать.

Брать на себя ответственность

Лидер умеет брать ответственность не только за себя, но и за других. Прежде чем предложить идею, принять решение и изменить что-либо — вы берете за это ответственность. Убедитесь в том, что вы действительно сможете реализовать свою идею и довести ее до конца.

Какими качествами и компетенциями нужно обладать для развития внутреннего лидерства:

целеустремленность и амбициозность;принятие решений;ответственность;самоконтроль;генерирование инновационных идей и их реализация;развитый эмоциональный интеллект;активность и инициативность;стрессоустойчивость;убеждение и ведение переговоров;смелость;умение мотивировать других;способность выстраивать доверительные отношения.