Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Загрутдинов: Какие новые станции метро и дороги появятся в Москве

Опора города
Загрутдинов: Какие новые станции метро и дороги появятся в Москве
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Рафик Равилович, во время формирования бюджета города признало, что если бы оно не пошло на заимствования, то сооружение многих объектов пришлось бы остановить. Почему решили влезть в долг, но не допустить этого? Почему стройка так важна для столицы?
: Было очень сложно принять проект бюджета на 2021 год. Дело в том, что у нас очень много государственных программ, по которым ведется строительство. Львиная доля их - 60-70 процентов - приходится на объекты транспортной инфраструктуры: прокладку метро, сооружение хордовых магистралей и другие. Остановить их недостроенными дороже, чем продолжать работы, особенно если маховик раскручен в таких масштабах, как в Москве. Мы почувствовали это, когда случился небольшой перерыв, всего на месяц, в самом начале пандемии коронавируса, при том, что стройку метро, дорог, объектов здравоохранения не останавливали. Кроме того, надо понимать, что вложения в инфраструктуру не разгоняют инфляцию, а, напротив, дают мультипликативный эффект экономике. Причем не только в Москве, но и в ряде других регионов, так как на московские стройки работает очень много заводов по всей России. Так что семь раз отмерив, мы пришли к выводу, что правильнее продолжать работы. Я хочу еще раз сказать огромное спасибо мэру за то, что он принял решение, которое позволяет развивать инфраструктуру города и создавать тысячи рабочих мест.
Деньги есть, но есть и другая проблема: дефицит кадров. Хотя ситуация с заболеваемостью коронавирусом в России смягчается, границы пока закрыты и мигранты из СНГ, которые раньше работали на стройках, приехать не могут.
Рафик Загрутдинов: Да, нам не хватает порядка 15-20 тысяч рабочих. Но как говорится, что ни делается, все к лучшему. Многие подрядные организации в условиях нехватки трудовых ресурсов были вынуждены задуматься о повышении производительности труда. Выяснилось, что резервов у всех немало. Да и просто временем стали больше дорожить. В этом году все уже 2 января работали, будто и не было никакого праздника. Рабочие из ближнего зарубежья не поехали домой. Вышли сразу на работу, побыв день в кругу семьи, и москвичи. За здоровьем строителей продолжаем внимательно следить. Все меры предосторожностей на стройплощадках продолжаем соблюдать. Вспышек заболеваемости, к счастью, нет. Все, кто хочет, имеют возможность вакцинироваться. Это придает уверенности, что львиную долю объектов, включенных в адресную инвестиционную программу строительства на 2021-2023 годы, мы завершим досрочно.
Вперед по кольцу и радиусам
Сооружение Большой кольцевой линии набирает темпы. К уже действующим 10 станциям в этом году в планах стоит ввод еще 11. Реально?
Рафик Загрутдинов: Вполне. Две станции на западном участке - "Карамышевскую" и "Мневники" - планируем запустить буквально в марте, еще две - "Терехово" и "Кунцевская" - строятся хорошими темпами. Работы развернуты и на юго-западном участке - на "Давыдково" и "Аминьевской", "Мичуринском проспекте" и "Проспекте Вернадского". Все по плану идет на южном участке, где откроются станции "Новаторская", "Воронцовская" и "Зюзино". После их ввода останется достроить еще 10 станций на восточном и северо-восточном участках БКЛ. Замкнуть кольцо мы намерены в 2022 году.
Рассчитываем замкнуть Большую кольцевую линию метрополитена уже в следующем году
А сооружение радиальных линий - Люблинско-Дмитровской, Сокольнической и Солнцевской - продвинется вперед?
Рафик Загрутдинов: На Люблинско-Дмитровской линии сейчас строятся три станции - "Улица 800-летия Москвы", "Лианозово" и "Физтех", на Сокольнической - "Новомосковская", а на Калининско-Солнцевской - станции "Пыхтино" и . Аэропорт Внуково будет первым в России со своим входом в метро. На днях у мэра рассматривалось комплексное развитие его территории. Вход в подземку там расположится в пешей доступности от терминала. Окружающую инфраструктуру, как и на всех новых станциях, приведем в порядок. Есть еще несколько перспективных радиусов. В частности, Троицкий. Самый длинный в столице, протяженностью 40 километров, он пройдет от ЗИЛа до Троицка. Пока строится участок до Коммунарки, а финальная часть трассировки еще рассматривается. Маршруты Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий тоже пока уточняются.
Не раз звучала идея соединения желтой ветки метро в центре города. Появится ли все-таки у москвичей возможность проехать на прямом поезде из Солнцево в Новогиреево?
Рафик Загрутдинов: Чтобы соединить эту линию, нужно пройти очень сложный участок по Москве исторической. Мимо храма , целого ряда памятников архитектуры, переложить множество инженерных коммуникаций. Безопасно для застройки это можно сделать только на очень большой глубине. Стоить это будет очень дорого, сколько именно - считаем. Думаю, что вернемся к решению вопроса после 2023 года, когда заработает БКЛ и будут проложены основные радиусы.
Продолжится ли строительство транспортно-пересадочных узлов в городе?
Рафик Загрутдинов: Обязательно. Москвичи уже привыкли к тому, что с метро могут перейти на МЦД или, скажем, к остановке автобуса по принципу "сухие ноги". Поэтому стараемся развивать сеть ТПУ и строить их так, чтобы при завершении строительства очередной станции подземки выходы из нее можно было интегрировать в пересадочный узел. Сейчас в работе более 30 ТПУ. Город финансирует технологическую часть - строительство пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, благоустройство, а инвесторы создают на свои средства рабочие места, где разместятся торговля, разные сервисы, банки, МФЦ. Ведутся работы на ТПУ "Аминьевское шоссе". Здесь будет большой транспортный хаб, в состав которого войдут станция метро "Аминьевская", железнодорожная платформа МЦД-4 и остановки для междугородних автобусов. Идет строительство ТПУ "Лермонтовский проспект" с двумя станциями метро - одноименной Таганско-Краснопресненской линии и "Косино" Некрасовской линии. В рамках ТПУ "Электрозаводская", создающегося вокруг введенной 31 декабря в строй станции метро, идет благоустройство. Затем построим красивый мост, который соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные. Этот узел очень важен для развивающейся территории университета имени Баумана, на которой планируется создать огромный кластер.
Рафик Загрутдинов: Стройки Москвы оживляют экономику, по их заказам работают заводы по всей России. Фото: Сергей Куксин/РГ
Что будет сделано в этом году по развитию Московских центральных диаметров?
Рафик Загрутдинов: Напомню, за 2020-й год введены в строй 15 мини-вокзалов, которые пришли на смену старым пригородным платформам на остановках электричек. МЦД, ставшие настоящим наземным метро для москвичей и жителей Подмосковья, внесли новые требования по обслуживанию пассажиров. В ожидании поезда они больше не стоят под дождем и снегом - их укрывают навесы на всю длину платформы, а к электричке можно добраться по эскалаторам и лифтам. Плюс во всех вестибюлях - удобные билетные кассы, туалеты. Пока точно могу сказать о трех новых вокзалах, которые заработают до конца года на МЦД-2, - на станциях Щукинская, Печатники и Марьина Роща. Строятся и реконструируются эти вокзалы на средства федерального бюджета, Москвы и и окончательная программа их ввода будет утверждена на днях.
Не меньше 100 километров
Вот уже десять лет подряд столица строит примерно по 100 километров в год новых дорог. В будущем такие темпы сохранятся?
Рафик Загрутдинов: Действительно, за последнее десятилетие мы построили больше 1000 километров. В связи с тем, что основной объем работ для улучшения транспортной ситуации в городе выполнен, на 2021-2023 годы запланировано поменьше - около 205 километров новых дорог. Но судя по всему, получится все равно больше. Ключевым проектом остается сооружение новых хордовых магистралей. Северо-Западная хорда уже готова. На Северо-Восточной из восьми участков построены шесть. Сейчас прокладывают два последних. Один из них проходит между Лосиным островом и МЦК, он соединит Открытое и Ярославское шоссе. Второй участок, самый сложный, свяжет Ярославское с Дмитровским шоссе: в его составе должно быть построено 10 мостов и эстакад, одна из которых длиной 2,4 километра. По контракту оба участка должны поехать в 2022 году. Завершить строительство Юго-Восточной хорды планируется в 2023 году, а Рязанский проспект с Третьим транспортным кольцом - часть этой магистрали - свяжем уже в текущем году. Три хорды плюс Южная рокада, где три участка уже построены, а еще по шести ведутся проектирование и разработка градостроительной документации, добавят городу в общей сложности больше 300 километров новых дорог. Но надо учитывать и то, что растут масштабы строительства жилья по программе реновации. Это же не только дома, но и новые связи между кварталами нужны, новые дороги. Значит, опять получится в течение новой трехлетки не меньше, чем по 100 километров новых трасс.
Скептики ругают столицу за такое грандиозное дорожное строительство. Говорят, чем больше дорог в городе, тем больше машин. И правда, мэр недавно привел цифры: количество автомобилей в Москве за последние 10 лет выросло на 17 процентов, то есть их прибавилось примерно 1,5 миллиона. Какой же смысл в этой стройке?
Рафик Загрутдинов: Смысл простой: москвичи больше не стоят в пробках, как в 2010-м, когда по Москве невозможно было проехать. Да и в мировых рейтингах по этому показателю наш город больше не лидирует. И не случайно. С запуском Северо-Западной хорды на 15 процентов разгрузились вылетные магистрали - Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Лениградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД. Перепробег автомобилей при поездках москвичей из одного района в другой сократился на 10 процентов. И это еще не все. Мы ведь не просто новые дороги строим, а создаем принципиально новую транспортную инфраструктуру. На пересечениях магистралей с Кольцевой больше нет клеверных развязок, душивших все движение в городе, на смену им пришли эстакады с направленными съездами. На новых дорогах уже не просто отдается приоритет общественному транспорту, а транспорту будущего - электробусам и электромобилям, для зарядки которых заранее предусматриваются станции. И вот представьте себе, что стало бы с городом, не будь этих новых 1000 километров? Машин-то все равно стало бы больше!
Восемнадцать развязок МКАД с вылетными магистралями реконструированы, какие еще на очереди?
Рафик Загрутдинов: Идут работы по обновлению пересечений с Осташковским шоссе, они должны завершиться в сентябре 2022 года, и Алтуфьевским - по плану окончание в марте 2023 года.
Москвичи, под окнами которых проходят новые трассы, встречают их часто в штыки. Что делается для снижения дискомфорта, который они испытывают и от самой стройки, и от увеличивающегося шума в связи с ростом потока транспорта?
Рафик Загрутдинов: Лично я с пониманием отношусь к этому. В процессе работ стараемся минимизировать неудобства горожан. В домах устанавливаем звукоизоляционные пакеты на окна, а там, где это необходимо, - строим шумозащитные экраны. Если не помогает, по согласованию с жителями строения сносим, а жителей переселяем в дома с более комфортными условиями. Такое решение пришлось принять относительно участи пяти домов при проектировании Юго-Восточной хорды. Но чаще от прокладки новых дорог выигрывают все. Причем не только автомобилисты, но и пешеходы, и просто жители каждого района. На расширенных дорогах машины уже не стоят в пробках, а пролетают мимо на скорости. Значит, шлейф выхлопных газов от них становится меньше. Это подтверждают замеры загрязнений воздуха, которые обязательно проводятся до начала стройки и после ее окончания.
О пешеходных переходах не забываете? В интернете как-то встретилась карикатура: один человек спрашивает у другого, где тут ближайший переход. И слышит в ответ: да недалеко, проехать три остановки на автобусе да еще четыре на трамвае...
Рафик Загрутдинов: В предстоящие три года по планам нужно построить 11 надземных и 21 подземный пешеходный переход. Особое внимание уделяем их сооружению при подготовке к запуску МЦД - поезда начинают курсировать каждые 5-6 минут и переходить через пути становится опасно. Сейчас все строящиеся переходы приспособлены для удобства маломобильных граждан - оснащаются лифтами, тактильными указателями, автоматизированными системами снегоудаления и нескользящим покрытием. Но многие пешеходы пренебрегают своей безопасностью, не пользуются переходами. Помню, запустили в Марфино самый длинный пешеходный переход под железнодорожными путями в городе, а пешеходы все равно продолжали переходить через рельсы, хотя были даже случаи гибели. Поэтому пришлось это место просто закрыть глухим забором.
В планах города строительство 10 новых мостов. Расскажите, пожалуйста, где именно они появятся?
Рафик Загрутдинов: Семь из этой десятки строятся. В частности, Волоколамское шоссе открылось после реконструкции, но мост через реку Сходня взамен старого аварийного построен там пока временный. Новый, капитальный, поможет на переправе сохранить то же количество полос движения, что и на трассе, и тем самым избежать образования узкого горлышка. По контракту он должен быть введен в 2022-м, мы хотим ввести досрочно, до конца этого года. Новый мост облегчит подъезд к стадиону "Спартак" и активно развивающейся территории Тушинского аэродрома, улучшит транспортное сообщение в районах Митино, Строгино, Северное Тушино, Щукино, Покровское-Стрешнево, Войковском, Соколе, Аэропорте, Коптево и Тимирязевском, а также для жителей подмосковного Красногорска.
Четыре моста строятся в рамках Северо-Восточной хорды между Ярославским и Дмитровским шоссе. Они создадут дополнительные поперечные связи между районами в этой части города и помогут перераспределить транспортные потоки, избавив автомобилистов от заезда в центр Москвы.
Огромный мост длиной 335 метров появится через Москву-реку в ходе строительства Юго-Восточной хорды, на участке между Курьяновским бульваром и улицей Кантемировской. Уже подготовлены свайные основания, переходим к возведению опор. Он в планах 2024 года, но, надеюсь, откроем в 2023-м. Этот мост очень важен для связи юга и юго-востока Москвы, а также для связки в единую схему всех трех новых хорд и рокады. Ввод переправы через Битцу запланирован на 2023 год в рамках сооружения Юго-Восточной хорды. Ее построим уже на территории Подмосковья на участке между МКАД и дорогой Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе - чтобы пропустить основной ход хорды. Три моста пока проектируются: через затон Новинки на ЗИЛе, Яузу при реконструкции улицы Вильгельма Пика и через Яузу при реконструкции улицы Краснобогатырской. Чем больше мостов в городе - тем больше связок между разными районами и лучше транспортная доступность каждого из них.