Войти в почту

Техническое поражение: зачем депутаты захотели отменить ТО для личных машин

С 1 марта в России в очередной раз изменятся правила проведения техосмотра (ТО) автотранспорта. Нововведений, призванных навести порядок в этой сфере, несколько. В частности, подлежат аннулированию диагностические карты, оформленные без предоставления автомобилей на пункты ТО. Информация будет отражаться в единой автоматизированной информационной системе. В отношении оператора техосмотра, уличенного в нарушении, обещают применять меры административной ответственности.

Кроме того, фактически отпадает необходимость в аналоговых носителях данных о прохождении ТО. По новым правилам диагностические карты будут оформляться в электронном виде и аккумулироваться в базе данных ГИБДД. При этом становится обязательным фотографирование автомобиля в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии. В единую информационную систему будут вноситься точные координаты местонахождения машины, дата, время начала и окончания ТО.

Изменения еще не вступили в силу, а в Госдуме уже поставили под сомнение их целесообразность. Инициативу проявила фракция «Справедливая Россия». Лидер эсеров Сергей Миронов поделился планами разработать законопроект. Документ будет направлен на отмену ТО для легковых машин, за исключением такси и служебного транспорта. «Так называемая реформа ТО не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодоприобретателей», – утверждает народный избранник.

Следует сказать, что это далеко не первая попытка властей реформировать систему технического осмотра, чтобы исключить коррупционную составляющую и привести правила к здравому смыслу. Два года назад та же «Справедливая Россия» предлагала аналогичный законопроект, но тогда поддержки в нижней палате парламента не нашла. Не факт, что сейчас коллеги изменят отношение к этой идее. Между тем логика в отказе от ТО для личных автомобилей граждан вроде бы прослеживается.

Действующие правила прохождения техосмотра были утверждены правительством в декабре 2011 года. В них определены 82 показателя состояния автомобиля, подлежащие обязательной проверке в ходе ежегодного ТО. С точки зрения главных заинтересованных лиц – страховых компаний, продающих полисы ОСАГО и каско, – техническое состояние автомобилей не столь значимый показатель, влияющий на убытки (возмещение ущерба). Во всяком случае количество оформленных без реального прохождения ТО диагностических карт, по оценкам экспертов, последние годы достигает 80%.

Однако отсутствие техосмотра сколько-нибудь критически не отражается на статистике ДТП, причиной которых официально признается неисправность машины. Их количество из года в года сохраняется примерно на одном уровне – 4%. Причем показатель не отражает отдельно дорожные аварии и катастрофы с участием автобусов, такси, грузовиков, то есть транспорта, который регулярно проходит ТО, но зачастую эксплуатируется в неисправном состоянии.

Здесь парадокса нет – буквально за шлагбаумом автопарка можно попасть колесом в открытый канализационный люк или глубокую яму и серьезно повредить ходовую машины или тормозной шланг. Что уж говорить о таких «мелочах», как перегоревшая фара, «поворотник» или стоп-сигнал. Они могут отказать буквально за несколько секунд до ДТП, явившись его причиной. И никакой техосмотр от этой неприятности не спасает.

По словам руководителя аналитической службы Национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД) Андрея Веселкова, ТО личного легкового автотранспорта в том виде, в каком он сейчас предусмотрен, можно и нужно отменить. К вопросам безопасности дорожного движения он отношения не имеет. «Сама процедура располагает к коррупции. Причем ужесточение правил, равно как и передача ТО под контроль ГИБДД, может привести к увеличению размера взяток за получение диагностических карт на неисправные автомобили. Это мы уже проходили, причем не так давно», – считает эксперт.

В итоге все сводится к бессмысленным поборам с автовладельцев да к борьбе ведомств и бизнеса за контроль над финансовыми потоками. Оператор же техосмотра ответственности за выдачу диагностических карт не несет, говорит Андрей Веселков. Объяснение у него стандартное – на момент проверки машина была исправна, а неисправной стала после выезда за ворота пункта ТО. В таком контексте само функционирование пунктов техосмотра выглядит порочным, убежден собеседник «Профиля».

Он согласен в общем и целом с депутатами от «Справедливой России», что обязательный техосмотр для личного легкового автотранспорта надо упразднить, сделав его добровольным. Причем стоимость полиса ОСАГО и каско поставить в зависимость от наличия у автовладельца диагностической карты. Право оформлять этот документ можно делегировать сертифицированным автосервисам, в которых транспортные средства минимум раз в год проходят техобслуживание. Эти организации имеют необходимое оборудование, чтобы протестировать машину, выявить неисправности и незамедлительно устранить их.

После этого уже можно оформлять диагностическую карту с указанием гарантийных сроков узлов и агрегатов, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля. В случае ДТП по причине технической неисправности автосервис должен нести солидарную ответственность с автовладельцем, полагает Андрей Веселков.

Здесь нет ничего нового. Схема работает и сейчас: если подтверждается, что ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, ответственность несет либо производитель, либо автосервис, либо автовладелец, но никак не пункт ТО. Эта модель приведет к росту спроса на услуги автосервисов, а не коррупционной пирамиды обязательного техосмотра, отмечает эксперт. Риски навязывания автосервисами ненужных работ должен купировать рынок – создание настоящей конкурентной среды, а также законодательно регулируемая разница страховой премии за автомобиль, имеющий настоящую, а не фиктивную диагностическую карту, и не имеющий таковой, предлагает Андрей Веселков.

У директора департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игоря Серебрякова свое видение ситуации. За 2020 год количество ДТП из-за неисправных машин возросло на 13,7% по сравнению с 2019 годом, напоминает он. При этом в 25% случаев причиной аварии послужили некачественные или не подходящие по размеру шины, в 10% – неисправность фар, в 15% – тонировка. «Остальные случились из-за проблем с тормозной системой, которая, к слову сказать, не проверяется в процессе техосмотра. В перечне ТО обозначен только контроль за тормозным усилием», – отметил Игорь Серебряков.

Учитывая, что свыше половины автомобилей, зарегистрированных в России, эксплуатируют 10 лет и более, основания для совершенствования техосмотра, ужесточения правил, конечно, есть. Проблема в том, что к реформе, которая должна стартовать в марте текущего года, не готовы ни автомобилисты, ни половина из более чем 5 тыс. операторов ТО. Почти треть пунктов техосмотра, скорее всего, не пройдут аккредитацию, поделился своими опасениями собеседник «Профиля».

У многих операторов ТО нет средств на закупку и установку дополнительного оборудования, чтобы соответствовать новым критериям. Так, для проверки легкового авто необходимо приобрести оборудование почти на 900 тыс. рублей, для грузовиков – примерно на 1,5 млн рублей.

Таким образом, рынку угрожает дефицит операторов техосмотра, которых и так не хватает для автопарка в 58 млн транспортных средств. Это станет причиной снижения конкуренции, а в некоторых регионах, например, в Якутии, приведет к созданию монополии или развитию отдельного вида бизнеса – мобильных комплексов техосмотра, не исключает Игорь Серебряков. «Изменения неизбежно отразятся на стоимости ТО. Доходов по действующим расценкам не хватит, чтобы окупить инвестиции даже за 30 лет. Если сейчас в Москве средний чек за прохождение техосмотра составляет 730 рублей, на Дальнем Востоке – примерно 1 тыс. рублей, то после 1 марта он вырастет минимум на 30%», – предупреждает эксперт.