Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Техническое поражение: зачем депутаты захотели отменить ТО для личных машин

С 1 марта в России в очередной раз изменятся правила проведения техосмотра (ТО) автотранспорта. Нововведений, призванных навести порядок в этой сфере, несколько. В частности, подлежат аннулированию диагностические карты, оформленные без предоставления автомобилей на пункты ТО. Информация будет отражаться в единой автоматизированной информационной системе. В отношении оператора техосмотра, уличенного в нарушении, обещают применять меры административной ответственности.
Кроме того, фактически отпадает необходимость в аналоговых носителях данных о прохождении ТО. По новым правилам диагностические карты будут оформляться в электронном виде и аккумулироваться в базе данных . При этом становится обязательным фотографирование автомобиля в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии. В единую информационную систему будут вноситься точные координаты местонахождения машины, дата, время начала и окончания ТО.
Изменения еще не вступили в силу, а в уже поставили под сомнение их целесообразность. Инициативу проявила фракция . Лидер эсеров поделился планами разработать законопроект. Документ будет направлен на отмену ТО для легковых машин, за исключением такси и служебного транспорта. «Так называемая реформа ТО не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодоприобретателей», – утверждает народный избранник.
Следует сказать, что это далеко не первая попытка властей реформировать систему технического осмотра, чтобы исключить коррупционную составляющую и привести правила к здравому смыслу. Два года назад та же «Справедливая Россия» предлагала аналогичный законопроект, но тогда поддержки в нижней палате парламента не нашла. Не факт, что сейчас коллеги изменят отношение к этой идее. Между тем логика в отказе от ТО для личных автомобилей граждан вроде бы прослеживается.
Действующие правила прохождения техосмотра были утверждены правительством в декабре 2011 года. В них определены 82 показателя состояния автомобиля, подлежащие обязательной проверке в ходе ежегодного ТО. С точки зрения главных заинтересованных лиц – страховых компаний, продающих полисы ОСАГО и каско, – техническое состояние автомобилей не столь значимый показатель, влияющий на убытки (возмещение ущерба). Во всяком случае количество оформленных без реального прохождения ТО диагностических карт, по оценкам экспертов, последние годы достигает 80%.
Однако отсутствие техосмотра сколько-нибудь критически не отражается на статистике ДТП, причиной которых официально признается неисправность машины. Их количество из года в года сохраняется примерно на одном уровне – 4%. Причем показатель не отражает отдельно дорожные аварии и катастрофы с участием автобусов, такси, грузовиков, то есть транспорта, который регулярно проходит ТО, но зачастую эксплуатируется в неисправном состоянии.
Здесь парадокса нет – буквально за шлагбаумом автопарка можно попасть колесом в открытый канализационный люк или глубокую яму и серьезно повредить ходовую машины или тормозной шланг. Что уж говорить о таких «мелочах», как перегоревшая фара, «поворотник» или стоп-сигнал. Они могут отказать буквально за несколько секунд до ДТП, явившись его причиной. И никакой техосмотр от этой неприятности не спасает.
По словам руководителя аналитической службы Национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД) Андрея Веселкова, ТО личного легкового автотранспорта в том виде, в каком он сейчас предусмотрен, можно и нужно отменить. К вопросам безопасности дорожного движения он отношения не имеет. «Сама процедура располагает к коррупции. Причем ужесточение правил, равно как и передача ТО под контроль ГИБДД, может привести к увеличению размера взяток за получение диагностических карт на неисправные автомобили. Это мы уже проходили, причем не так давно», – считает эксперт.
В итоге все сводится к бессмысленным поборам с автовладельцев да к борьбе ведомств и бизнеса за контроль над финансовыми потоками. Оператор же техосмотра ответственности за выдачу диагностических карт не несет, говорит Андрей Веселков. Объяснение у него стандартное – на момент проверки машина была исправна, а неисправной стала после выезда за ворота пункта ТО. В таком контексте само функционирование пунктов техосмотра выглядит порочным, убежден собеседник «Профиля».
Он согласен в общем и целом с депутатами от «Справедливой России», что обязательный техосмотр для личного легкового автотранспорта надо упразднить, сделав его добровольным. Причем стоимость полиса ОСАГО и каско поставить в зависимость от наличия у автовладельца диагностической карты. Право оформлять этот документ можно делегировать сертифицированным автосервисам, в которых транспортные средства минимум раз в год проходят техобслуживание. Эти организации имеют необходимое оборудование, чтобы протестировать машину, выявить неисправности и незамедлительно устранить их.
После этого уже можно оформлять диагностическую карту с указанием гарантийных сроков узлов и агрегатов, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля. В случае ДТП по причине технической неисправности автосервис должен нести солидарную ответственность с автовладельцем, полагает Андрей Веселков.
Здесь нет ничего нового. Схема работает и сейчас: если подтверждается, что ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, ответственность несет либо производитель, либо автосервис, либо автовладелец, но никак не пункт ТО. Эта модель приведет к росту спроса на услуги автосервисов, а не коррупционной пирамиды обязательного техосмотра, отмечает эксперт. Риски навязывания автосервисами ненужных работ должен купировать рынок – создание настоящей конкурентной среды, а также законодательно регулируемая разница страховой премии за автомобиль, имеющий настоящую, а не фиктивную диагностическую карту, и не имеющий таковой, предлагает Андрей Веселков.
У директора департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игоря Серебрякова свое видение ситуации. За 2020 год количество ДТП из-за неисправных машин возросло на 13,7% по сравнению с 2019 годом, напоминает он. При этом в 25% случаев причиной аварии послужили некачественные или не подходящие по размеру шины, в 10% – неисправность фар, в 15% – тонировка. «Остальные случились из-за проблем с тормозной системой, которая, к слову сказать, не проверяется в процессе техосмотра. В перечне ТО обозначен только контроль за тормозным усилием», – отметил Игорь Серебряков.
Учитывая, что свыше половины автомобилей, зарегистрированных в России, эксплуатируют 10 лет и более, основания для совершенствования техосмотра, ужесточения правил, конечно, есть. Проблема в том, что к реформе, которая должна стартовать в марте текущего года, не готовы ни автомобилисты, ни половина из более чем 5 тыс. операторов ТО. Почти треть пунктов техосмотра, скорее всего, не пройдут аккредитацию, поделился своими опасениями собеседник «Профиля».
У многих операторов ТО нет средств на закупку и установку дополнительного оборудования, чтобы соответствовать новым критериям. Так, для проверки легкового авто необходимо приобрести оборудование почти на 900 тыс. рублей, для грузовиков – примерно на 1,5 млн рублей.
Таким образом, рынку угрожает дефицит операторов техосмотра, которых и так не хватает для автопарка в 58 млн транспортных средств. Это станет причиной снижения конкуренции, а в некоторых регионах, например, в Якутии, приведет к созданию монополии или развитию отдельного вида бизнеса – мобильных комплексов техосмотра, не исключает Игорь Серебряков. «Изменения неизбежно отразятся на стоимости ТО. Доходов по действующим расценкам не хватит, чтобы окупить инвестиции даже за 30 лет. Если сейчас в Москве средний чек за прохождение техосмотра составляет 730 рублей, на Дальнем Востоке – примерно 1 тыс. рублей, то после 1 марта он вырастет минимум на 30%», – предупреждает эксперт.