Войти в почту

Европа пересаживается на велосипеды и электровозы

Евросоюз еще не оправился от последствий коронавируса, а европейские законодатели и транспортники уже приготовили план действий по перестройке и модернизации транспортной системы региона. К 2050 году она станет на 100% зеленой. Общие аспекты транспортной стратегии Руководящие принципы Трансъевропейской транспортной сети были приняты в 2019 году. В этом году Европейский парламент их пересмотрел. Изменения, правда, вступят в силу только во второй половине 2021 года. Общая стратегия Евросоюза включает в первую очередь то, что к 2030 году на европейских дорогах будет эксплуатироваться не менее 30 миллионов автомобилей с нулевым уровнем выбросов, 100 европейских городов будут климатически нейтральными, высокоскоростное железнодорожное движение по всей Европе удвоится, все поездки длиной менее 500 км должны быть углеродно нейтральными, будет сделан значительный упор на автоматизированную мобильность, на рынок поступят морские суда с нулевым уровнем выбросов. К 2035 году рынок пополнят и большие самолеты с нулевой эмиссией. Наиболее дальние цели вообще выглядят фантастическими: к 2050 году почти все автомобили, фургоны, автобусы, а также новые большегрузные автомобили будут иметь нулевой уровень выбросов, а железнодорожные грузопотоки удвоятся. Реанимация железнодорожного транспорта С 1 января 2021 года начался Европейский год железных дорог. Инициатива Европейской комиссии подчеркнет преимущества железнодорожного транспорта как устойчивого и безопасного средства передвижения. На протяжении всего 2021 года по всему континенту будут проводиться мероприятия для стимуляции использования железной дороги как гражданами, так и бизнесом, и каждый сможет внести свой вклад в достижение цели ЕС: стать климатически нейтральным к 2050 году. Иными словами, ставится цель заново открыть для себя этот вид транспорта в масштабе Евросоюза. В ЕС железные дороги считаются экологически чистым видом транспорта. Они ответственны за менее чем 0,5% выбросов парниковых газов, связанных с транспортом. Помимо экологических преимуществ, железная дорога также исключительно безопасна и соединяет людей и предприятия по всему ЕС через Трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T). Несмотря на эти преимущества, только около 7% пассажиров и 11% грузов путешествуют по железной дороге. Фактически железнодорожный транспорт в Европе деградирует: в значительной степени из-за роста числа ближнемагистральных рейсов в 2018 году 149 из 365 трансграничных железнодорожных линий, которые когда-то существовали в Европе, не работали. Планируется, что Европейский год железных дорог создаст импульс для увеличения их доли в пассажирских и грузовых перевозках. Это значительно сократит выбросы парниковых газов и загрязнение окружающей среды, поступающие от транспорта ЕС, что внесет огромный вклад в усилия ЕС в рамках Европейского зеленого соглашения. В этом году планируется создать Единое европейское железнодорожное пространство с трансграничной мобильностью. Порты как элемент «голубой экономики» Парламентариями указывается на то, что порты являются не только компонентом морского транспорта, но и во все большей степени кластерами всех видов транспорта, энергетики, промышленности и «голубой экономики», подчеркивая трансграничный аспект морских портов и признавая необходимость усиления синергии в портах между транспортной, энергетической и цифровой инфраструктурой. Был выдвинут призыв к упрощению требований регуляторов с целью создания равных условий игры с наземными режимами. Пересаживаемся на велосипеды Комитетом ЕС по транспорту уделено внимание и развитию альтернативных его видов, в частности велотранспорта. Среди областей для улучшения, перечисленных в докладе, — улучшение интеграции велоспорта и EuroVelo в общую транспортную систему. Стоит упомянуть, что Трансъевропейская транспортная сеть охватывает автомобильные дороги, железнодорожные линии, внутренние водные пути, порты, морские судоходные пути, аэропорты и железнодорожные терминалы в Европе. Теперь добавятся и велодорожки. Европейскую сеть велосипедных маршрутов EuroVelo признают частью сети TEN-T. Велосипедные дорожки планируется интегрировать с другими линиями уже на этапе строительства или модернизации более крупных магистралей, например железнодорожных линий, при этом будет оцениваться потенциал велосипедного движения вдоль и поперек линии; ключевые элементы, такие как мосты и туннели, также будут интегрироваться в проект. В докладе Комитета по транспорту и туризму содержится призыв к Европейской комиссии увеличить финансовую поддержку EuroVelo. Возрождение Трансъевропейского экспресса Большие надежды возлагаются на возрождение Трансъевропейского экспресса — сети прямых железнодорожных маршрутов 1960-х годов между крупнейшими европейскими столицами. В докладе, финансируемом правительством Германии, говорится, что это является ключом к достижению углеродной нейтральности в ЕС к 2050 году. Вместе с тем сеть маршрутов, процветавшая в 1960-е и 70-е годы, может стать моделью для новой сети с 2025 года. Трансъевропейский экспресс был сервисом экстра-класса, запущенным в 1957 году, который на своем пике обслуживал более 31 маршрута, включая прямое сообщение между ключевыми европейскими столицами. Его роскошные поезда прекратили курсировать в 1995 году, так как он проиграл ближнемагистральным рейсам и желанию национальных правительств инвестировать в отечественные высокоскоростные железные дороги. После 2000 года операторы поездов также должны были платить плату за доступ к путям, поскольку пересечение границ зачастую было непомерно дорогим. Во многих случаях существующая инфраструктура позволит ввести в действие новые маршруты, и речь в основном идет об улучшении координации расписаний. С другой стороны, полностью копировать идею с Трансъевропейского экспресса невозможно: совместное предприятие французских, немецких, швейцарских, голландских, бельгийских, люксембургских и итальянских железных дорог предлагало только элитные услуги и связывало только ряд стран Западной и Центральной Европы. Перспективы С Европой, собственно говоря, все и так ясно: подобные перемены назревали давно; отметить можно только то, что почему-то ими занялись во время, когда еще не уничтожен коронавирус. Вопрос в том, какое место в Европейской транспортной стратегии может занять Россия, являющаяся частью Евразийского транспортного коридора. Россия выступает, как известно, за сопряжение Европейского и Евразийского транспортных коридоров. Это вынудит Россию хотя бы частично играть по европейским правилам. Положительным фактором является то, что дальние железнодорожные перевозки, в том числе пассажирские, в России не подверглись такой деградации, как в Европе. Сохранился даже свой вариант Трансъевропейского экспресса — поезд Москва — Владивосток, из окна которого можно увидеть большую часть страны, включая озеро Байкал, которое он объезжает почти целиком. Вполне возможно, в будущем при грамотной постановке вопроса возникнет некий объединенный вариант, который будет возить пассажиров откуда-нибудь из стран Бенилюкса на Дальний Восток. Но для этого нужно улучшение политических отношений с Евросоюзом и хотя бы частичное снятие санкций. Автор: Роман Мамчиц Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Европа пересаживается на велосипеды и электровозы
© Инвест-Форсайт