Войти в почту

Дороги Ярославля. Проблемы и инновации, способные их решить

Это произошло после проведенной прокуратурой города проверкой уборки городских улиц, всего возбуждено 5 дел об административных правонарушениях. Причиной проверок стало то, что в травмопункт больницы им. Соловьева с начала зимы обратилось более 6000 жителей, причём более тысячи из них за первые две недели марта. Плюс, ГИБДД города Ярославля, ранее высказывало свою озабоченность возросшим в связи с состоянием дорог количеством ДТП.

Зима выдалась в городе сложная и снежная. На стене ВКонтакте, департамент, всю зиму выкладывал фотографии о своей героической снегоборьбе под руководством мэра. Однако, если почитать комментарии, то это скорее стена плача горожан, которые внимательно следили за перемещением техники, просили почистить то тут, то там и наконец уже выкладывать фото очищенных дорог, вместо рядов снегоуборочной техники и одной показательно очищенной остановкой общественного транспорта.

Даже губернатор, как-то, предлагал мэрии взяться за лопаты самим. Итог, снег по-прежнему на месте, последний фото-отчет датируется 4 марта, зато как написано в новейшем, за 11 марта 2021 года посте: «Сегодня уже на уровне города обсудили актуальные вопросы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В текущем году на территории Ярославля планируется отремонтировать 18 автомобильных дорог общей протяжённостью более 25 км, восстановить и установить 11 светофорных объектов на опасных участках улично-дорожной сети». Далее пошло подведение итогов за 2020 год, по-моему, весьма показательные итоги получились: «Сейчас активно проходят конкурсные процедуры по определению подрядных организаций. На некоторых городских дорогах уже приступили к замене инженерных коммуникаций — на проспекте Авиаторов, улице Мельничной, в проезде Шавырина. Контроль осуществляет МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ». В 2020 году нашим подведомственным учреждением в адрес подрядных организаций было выписано более 170 предписаний с нарушениями качества и выдано 330 лабораторных заключений».

И, наконец, громадьё планов на будущее: «В текущем году работа по контролю продолжится. Кроме того, планируем привлечь дополнительные лабораторные службы с целью усиления контроля качества выполняемых работ и применяемых материалов. Также рассчитываем на поддержку и контроль со стороны наших общественников за реализацией программы в 2021 году».

Что это означает на простом человеческом языке, а означает это следующее – во многих местах снег сойдет вместе с асфальтом, обнажатся как ранее выявленные проблемные участки, так и новые, на ямочный ремонт которых мы вбухаем еще цать мешков денег, чтобы было с чем сходить снегу в следующем году. Т.к. кроме контроля качества иных качественных решений по изменению ситуации предложено не было.

И это несмотря на то, что Ярославский магистрант ЯГТУ Денис Герасимов вместе с преподавателями вуза разработали инновационное покрытие, которое, по мнению ученых, гораздо прочнее существующего сейчас асфальта. Его главное преимущество — в супер-высокой водостойкости, что крайне актуально для Ярославля, превращающегося по весне в филиал Венеции. При этом решаются сразу две важные для жителей проблемы.

— Мы установили, что материал более чем наполовину менее насыщается водой, чем любой другой производимый в России асфальтобетон. Это крайне важно потому, что именно вода, попадающая внутрь дорожного покрытия, при замерзании разрывает его. Это во многом и делает асфальтобетон таким недолговечным, — пояснил Денис Герасимов.

При этом стоимость нового материала точно будет не выше, чем у использующихся сейчас марок асфальта. Ведь покрытие, считайте, наполовину состоит из промышленных и бытовых отходов. Поэтому его использование принесет пользу не только дорожной отрасли, но и окружающей среде.

Технология изготовления ноу-хау заключается в том, что сначала из щебня делают мелкие гранулы. Затем их покрывают расплавленным битумом и пластиком из пластикового мусора, этот самый пластик можно получить от переработки обычных пластиковых бутылок, которыми завалены свалки. После этого гранулы обрабатываются еще и фосфогипсом – отходом от производства минеральных удобрений. Гранулы нового дорожного покрытия могут храниться несколько месяцев – до тех пор, пока не будет задействован в работе. Когда дело дойдет до укладки, его нужно будет разогреть и закатать под давлением. Гранулы слипнутся, образуя монолитное покрытие.

– Фосфогипс сейчас нигде не используется, плохо поддается утилизации. Чаще всего его просто сваливают в кучи на полигонах, — рассказал один из изобретателей, преподаватель ЯГТУ Валерий Готовцев.

Фосфогипс – это отходы заводов минеральных удобрений, от которых те в свою очередь избавились бы с большим удовольствием.

И кстати в Англии в этом году уже начался эксперимент по созданию покрытия из пластикового мусора.

Хотя, надо сказать, первые результаты ноу-хау не впечатлили, однако, чуть доработав технологии работы с ним, в частности укладки и основания под него, вполне можно добиться результатов. Тем более, что на трассе Москва-Холмогоры, участок в 6 квадратных метров при высокой интенсивного движения, показывает неплохой результат.