В Новосибирске — противогололедные страсти
Город готовится к внедрению ГОСТа на зимнее содержание дорог — без этого участвовать в нацпроекте «БКД» уже нельзя.
ВСЕРОССИЙСКАЯ конференция о новых технологиях зимнего содержания дорог прошла на неделе в Новосибирске. Организаторы отмечают: город местом встречи выбран не только из-за зловредного климата. Просто здесь уже есть опыт перехода на новые технологии и апробации новых материалов.
Пример «гололедных дорожных реформ», утверждает директор по оргдеятельности общеотраслевого центра компетенций в дорожной отрасли Росдорнии Алексей Ковров, использовали при формировании новых стандартов, знакомство регионов с которыми и является главной задачей форума. После нескольких сезонов успешной реализации нац- проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в него включили федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», а в его рамках предусмотрен мониторинг того, как построенные и отремонтированные дороги содержатся. «Мало выполнить ремонты и построить новые дороги. Чтобы все это сохранилось и служило людям, необходимо вести правильное содержание», — комментирует Алексей Ковров.
«Переход на новые стандарты зимнего содержания дорог — это требование нацпроекта для всех муниципалитетов России, — комментирует вице-мэр Олег Клемешов. — Но эти вопросы для нас всегда были актуальны: в городе выпадает много снега, мы вынуждены искать более эффективные материалы и имеем опыт их применения. А сегодняшнее живое обсуждение важно и для изучения опыта других городов».
НОВЫЙ стандарт разрабатывался в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Ее руководитель Анна Климентова с новосибирским опытом тоже хорошо знакома. «Три года назад город начал работать над улучшением противогололедных материалов, пескосоляных смесей — чтобы снизить запыленность. Этот опыт был представлен в том числе на научно-техническом совете в Росавтодоре, его отметили в министерстве», — рассказывает она.
«Всю пыль из Новосибирска мы, конечно, не победили — остались такие источники, как открытые грунты, немытые машины. Но мы убрали тот компонент, который сами же туда каждую зиму вносили, — рассказал аудитории форума начальник управления автомобильных дорог мэрии Юрий Сердюк. — В смеси на речных песках веществ рабочих фракций было лишь 25 процентов. Добавим к этому 10 процентов соли — а остальное пыль, глина. Общее количество может шокировать: 800 «КамАЗов» грязи ссыпали мы зимой на городские улицы, чтобы потом комплексно в летний период убирать».
По словам главы управления, при замене материала на дробленый горный песок, несмотря на разницу в цене, бюджет только сэкономил. Даже если не включать в расходы экологические штрафы и уборку. Но главное — доля грязи и пыли в составе противогололедных материалов снизилась до 1,5 процента. А с применением «Бионорда», утверждает Юрий Сердюк, эффект борьбы с гололедом стал выше в разы. Пескосоляной смеси на квадратный метр распределялось 300-400 граммов на квадратный метр, в том числе 30-40 граммов соли. «Бионорда» уходит 30, а то и 20 граммов.
«Были ошибки, применяли больше 40 граммов, — признался Юрий Сердюк участникам конференции. — Дороги получались мокрыми, людям не нравилось. Сейчас отработали нормы внесения. Открою секрет, коллеги: не слушайте производителя, рекомендующего распределять по 40. На самом деле, достаточно гораздо меньше».
Теперь выясняется, что эксперименты на скользких дорогах Новосибирск провел вовремя: требования к противогололедным материалам, особенно к фракционным, новый стандарт ужесточил очень серьезно, отмечает Анна Климентова. В конференции, которая проводилась не только в зале, но и онлайн, участвовали представители разных регионов, некоторые волновались: а что если под новые требования не найдутся поставщики? Но эксперт уверяет: ничего, найдутся, — и снова апеллирует к опыту Новосибирска. «Он еще и в том, что когда заказчик меняет требования к материалам, начинаются крики, что это невозможно. Реакция естественна, потому что любые изменения вызывают сопротивление. Но от этих усилий мы с вами выигрываем как дорожники и как горожане. Поэтому сначала вы, как и Новосибирск, столкнетесь с противодействием — мол, «у нас нет», «мы не готовы», — а потом вам все поставят», — резюмирует Анна Климентова.
А вот новость про «Бионорд», который в Новосибирске стал «известнее папы римского»: не исключено, что этого названия мы больше не услышим. Новые стандарты зимнего содержания, которые разрабатывали и согласовывали с участниками отрасли четыре года, предполагают, что противогололедные реактивы в материалах муниципальных закупок будут обозначаться как лекарства — не торговыми марками, а составом действующих веществ. ГОСТ — это не про вещества или марки (а «Бионорд» — это именно марка), а про технологические параметры материала, его влияние на коррозию металла, на обувь, на здоровье человека — в частности, в ГОСТ теперь впервые введены требования к его аллергенности.
В числе прочих у дорожных реактивов, например, появится такой показатель, как рабочая температура. За счет добавления различных веществ она получается разной, но очевидно, что вещество, которое плавит лед при минус 35, стоит гораздо дороже, чем предназначенное для минус 10. Специалисты предупреждают: чтобы эффективно тратить деньги, муниципалитетам придется проанализировать многолетние данные по количеству осадков при разных температурах.
Новый стандарт вступил в силу с 1 декабря 2020 года, а значит, будущие закупки город уже будет проводить по нему. Эксперты заверяют, что эффект от этого и дорожники, и горожане ощутят сразу.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Сообщение В Новосибирске — противогололедные страсти появились сначала на Новая Сибирь.