С античных времен любые работы по расширению и углублению Суэцкого канала были эпохальным событием, на которое тратили колоссальные материальные и людские ресурсы. В своем нынешнем виде канал работает с 1869 года, имеет 24 метра в глубину и ширину до 350 метров. Поэтому 400-метровый контейнеровоз Ever Given там и застрял, полностью перекрыв канал, стоило ему немного отклониться от курса.
Из заявлений главы управления Суэцкого канала неясно, собираются ли расширять канал на всем протяжении или только в самой узкой части. С двух берегов или только с одного. Нет информации, на сколько хотят расширить — на 10 или, к примеру, 60 метров — а разница для сметы таких сложных гидротехнических работ будет существенной.
Известно, что углублять канал не будут — только расширять, возможно, с перспективой полноценного двухстороннего движения судов. Такая необходимость давно назрела, говорит генеральный директор компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель.
Андрей Шпигель генеральный директор компании «Балтспецфлот» «Двухсторонняя дорога, конечно, лучше односторонней. Во-первых, интенсивность прохождения судов и так большая, но тогда скорость прохождения судов через Суэцкий канал будет гораздо больше. Модернизация Суэцкого канала назрела давным-давно. Сегодня количество судов возросло в разы, а [движение по] Суэцкому каналу идет медленно, вот они там и пытаются отрыть какие-то дополнительные ходы. У них есть план-график, план финансирования, поэтому двухстороннее движение на Суэцком канале уже на определенных участках есть. Теперь будем ждать, когда они отроют, и тогда будет безопасное судоходство. Если говорить о том, современный ли этот канал, посмотрите на его песчаные берега и сравните, например, с Панамским каналом, где причальный фронт, бетонные головки этого причального фронта по одну и другую сторону прохождения судов. Этот канал не засыпается песком. Это все в конечном счете влияет на безопасность. Это огромные деньги, миллионы кубометров грунта нужно вынуть, это достаточно сложно и в техническом плане».
Понятно, что после шестидневного коллапса на Суэцком канале никто снова его перекрывать не будет, даже для реконструкции. Слишком дорого обходится даже день перекрытия одной из крупнейших в мире транспортных артерий. Поэтому работать, скорее всего, будут с суши, считает главный редактор «Морских вестей России» Анатолий Кузнецов.
Анатолий Кузнецов главный редактор «Морских вестей России» «Конечно, технически это возможно, другое дело, что это нужно сделать таким образом, чтобы не останавливать движения судов по каналу. Вот здесь возникают вопросы безопасности. Каким образом можно это сделать, учитывая, что там песок? Например, плавкран будет на воде и выгрузка на баржи какие-то — тогда он займет какую-то часть канала и сузит фарватер для прохождения судов. Если это с берега делать, тогда надо проводить выборку этого грунта, а там у них песок, песок сыпучий. То есть надо как-то укреплять подходы эти для тяжелой техники, которые будут выбирать грунт со стороны одного из берегов. Я думаю, это с одной стороны может быть, с двух сторон — вряд ли они будут расширять. Это будет сложно, долго и дорого».
Пожалуй, самый существенный вопрос — кто будет проводить работы и в конечном счете тратить деньги. Кажется, что сам Египет — ведь Каир национализировал канал и имеет с него всю прибыль, на минуточку, более 5,5 млрд долларов только за прошлый год.
Если сейчас привлекать к работам коалицию стран, использующих Суэцкий канал для перевозок, снова создавать акционерные общества — потом придется делиться и доходом. Каир на это не пойдет, тем более он пока и не просил о помощи. Единственное, что он пока сделал — запросил компенсацию за простой канала, на сумму в более чем миллиард долларов. А пока, по факту, взял Ever Given в заложники — судно стоит на Большом Горьком озере, входящем в систему канала, и ожидает, пока владельцы выплатят компенсацию.