Образцов рассказал об экономических задачах Стамбульского канала
Строительство дублера Босфора является давним планом Турции, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов.
Турки решили прорыть дублер Босфора
Турецкие власти утвердили проект канала «Стамбул» и хотят начать его строительство. Канал станет искусственным дублером стамбульского пролива Босфор, связав Черное и Мраморное море по новому маршруту.
Длина проекта составит 45 километров, а проложить его хотят в европейской части бывшей столицы Османской империи. Впервые президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказался о проекте в 2011 году, назвав его сумасшедшим и амбициозным начинанием.
Строительство оценивается в 15-25 млрд долларов, что сравнимо со стоимостью четырех энергоблоков АЭС «Аккую». Однако атомная станция строится Росатомом на средства российского кредита, а в канал иностранные инвесторы вряд ли вложатся.
Эрдоган знает толк в пиаре, поэтому вспомнил о проекте после инцидента на Суэцком канале, где огромный контейнеровоз парализовал водный маршрут, построенный еще в 1869 году, вызвав перетрубации в мировой экономике.
Только если Суэцкий канал является горлышком торгового маршрута из Европы в Азию и обратно, из-за чего ведутся разговоры про строительство канала-дублера, то черноморские маршруты интересует меньшее число государство.
Теоретически начинание способно заинтересовать российский экспорт, но Москва не будет вкладываться в проект, где нет прямого российского интереса как в случае с АЭС «Аккую» и двух магистральных ниток газопровода «Турецкий поток».
Тема строительства каналов продолжает пользоваться популярностью в мировой геополитике. Предлагается строительство дублера Панамского канала в других центральноамериканских странах. Имеются иранские планы по строительству канала из Каспийского моря в Персидский залив, но турецкий проект, возможно, наиболее близок к реальности из-за авантюрного склада политики Эрдогана.
Идея «Стамбульского канала» родилась давно
«Турки еще с османских времен вынашивают идею пролить искусственный канал параллельно Босфору и Дарданеллам. Во-первых, это вызвано навигационной сложностью данных проливов, а во-вторых, негативным отношением Турции, как и других государств Причерноморья к Конвенции Монтрё», - констатирует Образцов.
Конвенцию Монтрё приняли в 1936 году: она установила свободу прохода проливов торговыми судами и особый режим для военных кораблей, включая государства, которые не имеют выхода в Черноморский регион.
«Соглашение по большому счету не устраивает всех – даже Россию и Украину, но, как только начинаются переговоры об изменении конвенции, все запутывается до такой степени, что от такой идеи отказываются», - резюмирует Образцов.
Турки обещают прорыть пролив к 2025 году. В 2023 году состоится столетие Турецкой республики, к которому приурочено много событий, но уже очевидно, что большая часть планов выполнена не будет, можно привести хотя бы турецкий истребитель пятого поколения.
«Сегодня проход судов через Босфор и Дарданеллы бесплатный, в отличие от Панамского и Суэцкого каналов. Плата берется за лоцманские услуги, дератизацию, борьбу с тараканами и прочее в этом духе», - заключает Образцов.
Здесь действуют положения Морской конвенции 1982 года, ведь это естественные, а не рукотворные морские пути.
«Мы делим проливы проливы на две части – Босфор и Дарданеллы, а турки – на три. Ту часть Босфора, которая находится внутри Стамбула, турки называют Стамбульским проливом, где действуют жесткие требования: там запрещена проводка кораблей в ночное время, нужно писать кучу отчетов портовому начальству и постоянно сверяться с указаниями лоцмана», - констатирует Образцов.
Для прохода через Босфор капитан не может сдать экзамен по акватории: там обязательно требуется местный лоцман.
«Проблемами является запрет на движение крупнотоннажных судов в ночное время и односторонний проход судов. Давно прошли времена, когда корабли могли двигаться в обе стороны. Сейчас в одно время корабли двигаются в сторону Черного моря, а в другое – в сторону Эгейского, а до этого они вынуждены ждать и стоять», - резюмирует Образцов.
Именно на этом базируется желание турок построить искусственный канал и монетизировать проблему. В случае постройки альтернативной магистрали турки наверняка ужесточат правила прохода через естественный Босфор.
«Во-первых, для турок это деньги, а во-вторых, снижение нагрузки на проливы. Там ведь были аварии: разлив нефти и столкновения судов, так что вопрос безопасности крупнейшего города Турции здесь также имеет место», - заключает Образцов.
Только дело это крайне дорогое, а экономическая ситуации в Турции отнюдь не блестяща.