С выгодой для всех: какую пользу даёт региону государственно-частное партнёрство
Благодаря государственно-частному партнерству в Нижегородской области полным ходом идёт строительство школы 800, и это только один из примеров. В рамках ГЧП построены и успешно работают ФОКи, система «Безопасный город», мусоросортировочные комплексы. Кроме того, государственно-частное партнёрство открывает амбициозные перспективы в сфере дорожного строительства, и власти области намерены это направление финансировать и развивать. Верный расчёт Нижегородская область стала одним из первых российских регионов, власти которого разработали и приняли собственный закон о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Речь идет об эффективном и взаимовыгодном сотрудничестве государства и бизнеса, когда они вместе финансируют, создают, развивают и поддерживают общественную инфраструктуру – федеральные магистрали и региональные дороги, детские сады и школы, поликлиники и больницы, ледовые дворцы и стадионы, заводы и индустриальные парки. Одна из наиболее часто встречающихся форм ГЧП – концессия. По данным Министерства экономического развития России 96% инвестиций в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, приходится на транспортную инфраструктуру. Выглядит это так: у государства, которое выступает концедентом, есть земля, проект и часть инвестиций, у частного партнёра – концессионера – возможность построить дорогу и своя часть инвестиций. И они объединяют усилия. — Какая выгода государству? – объясняет доктор экономических наук, профессор ННГУ Александр Золотов. – Если бы оно строило дорогу за свой счёт, то потребовалось бы найти средства, развернуть хозяйственную деятельность. Всё это требует оценки финансовых рисков, контроля и так далее. В рамках же концессионного соглашения это берёт на себя бизнес. Какая выгода концессионеру? Успешная реализация крупного проекта повышает цену бренда, открывает новые возможности на рынке. Вы выполнили многомиллионный проект? Значит, с вами можно иметь дело. Концессионер получит право эксплуатировать дорогу. Но что важно: собственником дороги остаётся государство. Оно получает крупный инфраструктурный объект, налоговые отчисления. Концессионер – плату за использование трассы. Дороги, проезд по которым бесплатный, по сути, построены на деньги налогоплательщиков. То есть получается, мы всё равно за них заплатили. Но необязательно ими пользуемся. А в этом случае кто едет по этой дороге, тот и платит. Есть такой момент справедливости. А государство между тем может направить бюджетные средства, которые не потребовалось вкладывать в этот объект инфраструктуры, в социальную, научную и другие сферы. Рабочий механизм С принятием в 2005 году Закона о концессионных соглашениях в России стал активно формироваться рынок высокобюджетных инфраструктурных проектов. Наиболее востребованными стали проекты транспортной инфраструктуры – скоростные магистрали и региональные дороги, обходы городов и новые развязки. Поясним, что в отношении федеральных, региональных и местных дорог стороны могут заключить только концессионное соглашение, когда собственником построенного объекта остаётся государство. Как и в случае, например, с объектами тепло- и водоснабжения, водоотведения. Но есть соглашения государственно-частного партнёрства, по которым построенные или реконструированные объекты могут передаваться в частную собственность. Это могут быть учреждения дополнительного образования, социального обслуживания, объекты туризма. В Нижегородской области механизмы государственно-частного партнёрства набирают популярность и используются всё чаще. Так, если в 2020 году перечень объектов, в отношении которых администрация области планировала заключить концессионные соглашения, состоял из 9 объектов, то на 2021 год в перечень внесены уже 16 объектов. Километры качества Бизнес заинтересован в максимально эффективном вложении собственных средств, то есть в качественном строительстве. Ни одной компании не выгодно вкладываться в частый сверхнормативный ремонт. Строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» стоял у истоков формирования российских механизмов и проектов ГЧП. Сейчас холдинг один из наиболее опытных и активных игроков в этой сфере. За плечами холдинга успешная реализация десятков ГЧП-проектов, наиболее известные из них — концессии по строительству ЦКАД-3 и ЦКАД-4, реконструкция 70 километров федеральной трассы М3 «Украина» в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения. Сейчас в рамках концессий холдинг строит четвертый и шестой этапы скоростной магистрали М-12 «Москва – Казань» и обход Тольятти с мостовым переходов через реку Волга. Страна получит современные высококачественные магистрали, автомобилисты – комфортные условия передвижения, местный бизнес – самые широкие перспективы развития. «В России потенциал государственно-частного партнерства, учитывая наши расстояния и тот факт, что некоторые регионы до сих пор отрезаны от «большой земли», практически неограничен. ГЧП-проекты – это заинтересованность концессионера в результате работы и настоящий прорыв качества, — поясняет генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексей Андреев. — По стандартному господряду схема была проста: из бюджета выделялись деньги, строительная компания подписывала договор с заказчиком, строила дорогу и была ответственна за ее состояние на период гарантийного ремонта – это 5, максимум, 10 лет. Такая модель не вдохновляла подрядчика строить максимально качественно, ему было достаточно, чтобы дорога продержалась на время гарантийного ремонта, а что и как с ней будет дальше – его не касалось. В ГЧП-проектах концессионер несет ответственность за состояние дороги в течение всего жизненного цикла проекта – это 25, 30 и даже 40 лет. При таких условиях подход «построил и забыл» исключен, дорога из чужого инфраструктурного объекта становится собственным бизнесом, из которого инвесторы стремятся извлечь максимально возможную прибыль. Конечно, мы делаем дорогу максимально качественно, если в течение 30 лет после сдачи каждый сверхнормативный ремонт будет оплачен за наш счет». Каждый успешно реализованный ГЧП-проект «Автобана» и других крупных дорожно-строительных компаний обогащает стороны организационным, управленческим, правовым и финансовым опытом. Опытные игроки собственным примером доказывают, что государственно-частное партнерство – это эффективно и взаимовыгодно, и далеко не так хлопотно и не так сложно, как кажется на первый взгляд.