Войти в почту

Мэр Иркутска Руслан Болотов отчитался за прошлое планами на будущее

Двойственные впечатления оставил отчет мэра Иркутска Руслана Болотова о работе городской администрации за прошлый год. С одной стороны, 2020-й, в котором сменился иркутский градоначальник, не принес особых прорывов. Новая команда была занята в основном, как они не устают повторять, исправлением ошибок своих предшественников. С другой стороны, в отчете мэр озвучил множество планов развития по самым болезненным для города вопросам — такого подробного целеполагания, хотя бы устного, в публичном пространстве мы уже много лет не слышали. В прошлом году местным властям удалось не только не потерять в объемах городской казны, но и нарастить ее почти на 1,5 млрд рублей. С этого достижения и начал свой отчет Руслан Болотов. Правда, как выяснилось, даже приятно потяжелевший бюджет оказалось невозможно направить на строительство хотя бы одного детского садика или школы. «Причина — отсутствие проектно-сметной документации, а также выделенных и оформленных земельных участков», — говорит мэр. Подготовить документы и земли под социальные стройки должны были представители предыдущей команды, но оказалось, что этого не сделано. Новой команде пришлось уделить «пристальное внимание» разработке ПСД, чтобы в этом году власти могли вести строительство сразу шести социальных объектов в разных районах города. Еще одним непростым «наследством», отчитывается мэр, стали городские МУПы, доведенные по большей части до предбанкротного состояния. Спасать муниципальные предприятия пришлось с помощью льготных кредитов и субсидий. О полной стабилизации пока говорить рано, но сегодня у городских властей значительно меньше опасений за судьбу МУПов, чем год назад. Нелегко далась в 2020 году и «дорожная тема». «Многие водители и пешеходы справедливо поминали нас недобрым словом», — признается Руслан Болотов. Причины все те же — недобросовестная работа предшественников, некачественная проектно-сметная документация, передача множества подрядов в руки одних и тех же компаний, которые банально не справлялись со своими задачами. Рецепт успеха в новом сезоне градоначальник видит в изменившемся федеральном законодательстве: «Теперь выбирать подрядчиков можно не по аукциону, а на конкурсной основе. То есть раньше контракт выигрывала фирма, предложившая за свои услуги наименьшую цену. А проведение конкурса дает возможность четко прописать условия — вплоть до количества единиц необходимой техники и уровня квалификации рабочих. Организации, которые этим требованиям не соответствуют, контракты не получают. По моему поручению, в этом году были проведены именно конкурсы — не аукционы. Такая практика должна нам помочь избежать ошибок прошлого сезона». Весомую часть отчета составили грандиозные планы по тем или иным составляющим городского развития, планы, требующие не одного и не двух лет напряженной работы. Бесспорно, хорошо, что подобная риторика впервые за много лет зазвучала в публичном пространстве — Иркутск явно «застоялся». С другой стороны, идеи, озвученные как в рамках отчета, так и вне его, могут привести к громким общественным обсуждениям, не всегда позитивным. Немало шума, например, наделало предложение главного архитектора Иркутска Антона Жукова о сносе стадиона «Труд» и строительстве на освобожденной площадке концертного зала и более просторного помещения для Театра кукол. Понятно, что это только громкая инициатива, претендующая на статус публичного ляпа, и в обозримой перспективе денег на подобное и весьма затратное преобразование, очевидно, не найдется ни в городском, ни в областном, ни в федеральном бюджетах. Причины, что называется, на поверхности — экономика страны переживает далеко не лучшие времена. Не удивительно, что «воздушный замок» маловероятных преобразований стал поводом для бурного всплеска ожесточенных споров иркутян в социальных сетях. Публика поделилась на два приблизительно равных лагеря. Одни поддержали предложения Антона Жукова, их аргументы: стадион по назначению почти не используется, хорошая концертная площадка городу нужна, как воздух. Другие высказывались против — с доводами о многочисленных спортивных секциях, работа которых в помещениях стадиона ведется весьма активно, и ее нельзя прекратить или куда-то перенести. Главный посыл-опасение «злого горожанина», что после сноса «Труда» никаких культурных учреждений на его месте построено не будет, а появится элитное жилье. В конце концов вмешаться в ситуацию был вынужден сам Руслан Болотов. «Это личное мнение Антона Жукова, не как главного архитектора… Это личная позиция человека, он ее высказал, это достаточно молодой специалист, не лишенный креативности, не лишенный интересных подходов, но при этом в данном случае, наверно, абсолютно неверная позиция во многих направлениях», — пояснил градоначальник, подчеркнув, что решение по поводу такого объекта, как «Труд», должно быть консолидированным мнением большинства. Идеи могут высказываться, и их надо выносить на обсуждение. Не меньший ажиотаж вызвала история с планами администрации по организации платной парковки на улицах центральной части города. В Москве и других крупных городах такое практикуется. О том, что Иркутск может пойти по этому пути, говорили в конце апреля на депутатских слушаниях в думе Иркутска. Кое-кто из СМИ подал предложение как «решенное дело», и начался переполох. Начальник отдела развития дорожной и транспортной инфраструктуры комитета городского обустройства администрации Иркутска Руслан Батраченко уверяет — идея еще далека от реализации: журналисты попросту поторопились выдать информацию, взбудоражив людей. Идея с платными парковками действительно обсуждается, но до их появления пройдет немало времени. По словам Руслана Батраченко, платные парковки на центральных улицах являются одной из составляющих концепции комплексной программы развития транспортной инфраструктуры Иркутска до 2030 года: «Эту концепцию мы еще только готовимся защитить в ближайший месяц перед депутатами думы. На ее основе уже будет приниматься программа, но даже после ее принятия парковки появятся не сразу. Во-первых, сейчас у нас отсутствует нормативно-правовая база для взимания штрафов за неправильную или неоплаченную парковку на улицах. Для этого необходим отдельный областной закон, проект которого мы направили в Законодательное собрание. Когда его примут, пока неизвестно. Во-вторых, пока еще не определено — будут ли вопросом внедрения паркоматов заниматься инвесторы, либо сама администрация. В-третьих, новшество мы станем внедрять не сразу на всех центральных улицах, а постепенно, в течение нескольких лет. Причина в том, что каждую улицу необходимо подготавливать, обустраивать парковочные зоны и карманы — единовременно и повсеместно этого сделать не получится». Анонсированию городской дорожно-транспортной революции Руслан Болотов в своем отчете уделил особое внимание: «Совершенно согласен с критикой горожан по дорожным пробкам — это острая для Иркутска тема. Причина — в неразвитости дорожно-транспортной схемы. Наш город изначально не был рассчитан на современный транспортный поток. На сегодня мы меняем приоритеты организации дорожного движения, работаем над созданием комфортной транспортной сети для всех без исключения горожан, с перспективой ее дальнейшего развития. В первую очередь, важно удобство для пешеходов, затем — движение велосипедистов и общественного транспорта. И только потом уже — легковой и грузовой транспорт. Да, это пока воспринимается с трудом. Однако современная урбанистика, опыт европейских городов говорят, что это реальный способ уменьшить заторы в городе». Первыми шагами в этом направлении, по словам Руслана Болотова, станет строительство выделенных полос для общественного транспорта при реконструкции крупных магистралей и развязок. Своеобразным полигоном для испытания нового подхода станет улица Трактовая, которую в этом году ждет масштабная реконструкция. Насколько эффективно будет работать «выделенка» на ней после окончания работ, решит ли это многолетнюю проблему пробок в Ленинском районе или только усугубит ее, узнаем уже скоро. Многочисленные жалобы от жителей-ленинцев говорят: люди ничего хорошего от очередной дорожной трансформации не ждут. Надеемся, что городские власти еще уделят отдельное внимание этой теме, подробно разъяснив горожанам, на чем основаны оптимистичные ожидания. Точно такого же подхода логично ждать и по другим заявленным крупным проектам — реновации исторического центра, расселению жителей домов 335-й серии в рамках механизма комплексного развития территорий, децентрализации развития Иркутска и так далее. Позиция мэра Иркутска «опираться на консолидированное мнение большинства» прозвучала, стоит надеяться, что она не будет расходиться с делом. Прямая речь Сергей Тен, депутат Госдумы РФ— Прошлый год оказался очень тяжелым для иркутских дорожников, был ряд справедливых нареканий в их адрес. Мэр это признал, откровенно заявив об имеющихся проблемах и их причинах. В этом году строительный сезон уже начался, установлен более жесткий контроль за работой подрядчиков. Будем надеяться, что ситуация исправится.Я всегда говорил о том, что дороги и транспорт — это одна отрасль, которую нельзя разделять при выстраивании планов развития. Такой тезис мы и услышали в отчете мэра Иркутска, в котором четко прозвучала мысль о том, что администрация готовится устанавливать на дорогах приоритет общественного транспорта над личным. Это правильный подход, к которому пришли во многих современных городах. Процесс непростой, длительный, но первые шаги будут сделаны уже в этом году. В частности, после проведения ремонта на улице Трактовая появится выделенная полоса для общественного транспорта. На очереди — Свердловский округ, где «выделенка» должна заработать после окончания строительства Лермонтовской развязки.В итоге, после того как на основных городских магистралях будет внедрен этот принцип, средняя скорость общественного транспорта даже в часы пик окажется высокой, что позволит повысить его привлекательность, а значит, разгрузить дороги. Той же задаче послужит и планируемое строительство транспортных обходов Иркутска — но это еще более дорогой и долгий процесс. Сергей Сокол, депутат Госдумы РФ— Хотел бы отметить, что администрации Иркутска по итогам прошлого года удалось наладить более плотное взаимодействие с региональным отделением партии «Единая Россия». Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся партийные ресурсы и программы для развития города.Мы вместе обустраиваем дворы и площадки, у нас город очень активно реализует мероприятия по «Городской среде» и «Народным инициативам», неравнодушные жители принимают самое непосредственное участие.1 мая произведена закладка первого камня, в том месте, где появится стела «Иркутск — город трудовой доблести». Жители приняли участие в определении места на площадке у ГЭС. Оно признано оптимальным в ходе онлайн-голосования. Там она будет смотреться очень красиво и украшать город.В год 360-летия Иркутска принято решение задействовать все партийные проекты, чтобы улучшить инфраструктуру города. Сейчас это одна из главных наших задач. Предусмотрены большие средства для финансирования мероприятий и строительства объектов, в том числе и социальных. Важно реализовать их правильно, качественно и в срок, именно так, как нужно жителям.

Мэр Иркутска Руслан Болотов отчитался за прошлое планами на будущее
© Аргументы Недели