Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Отсутствие ПДД, высокая скорость, бесшумность: самарские эксперты оценили электросамокаты с позиции безопасности

В соцсетях жители города - и автомобилисты, и пешеходы - возмущаются, что водители электросамокатов игнорируют правила перемещения в общественных местах, а порой и вовсе встают за руль в нетрезвом виде. Кроме того, самарцы недовольны высокой и, как следствие, небезопасной скоростью этих транспортных средств, а также так называемыми "двойными стандартами": "аренду ввели, а инфраструктуру в виде выделенных дорожек и гладкой асфальтовой поверхности не создали", - рассуждают жители.

Отсутствие ПДД, высокая скорость, бесшумность: самарские эксперты оценили электросамокаты с позиции безопасности
Фото: Волга НьюсВолга Ньюс

Видео дня

Перечисленные неудобства, по мнению горожан, создают предпосылки для увечий и ДТП. За короткий период шеринга электросамокатов (с середины апреля 2021 г.) в Самаре произошли десятки происшествий с их участием - люди калечатся и ломают кости. Кроме того, участились случаи столкновения самокатов с автомобилями и пешеходами. Например, на днях водитель иномарки сбил на ул. Садовой в Самаре парня на электросамокате, а неделей раньше другой самокатчик врезался в женщину на остановке у КРЦ "Звезда".

Впрочем, сотрудники отделения пропаганды БДДД У МВД РФ по Самаре на вопрос о количестве ДТП с участием электросамокатов с начала 2021 г. ответили, что как ДТП происшествия с двухколесным транспортом не рассматриваются.

"Пользователи электросамокатов считаются пешеходами, и если машина врезалась в такой транспорт, то это рассматривается как наезд на пешехода, который находился на электросамокате. Формально это не ДТП", - пояснили в отделении пропаганды.

Также вдском ГИБДД сообщили, что статистики по числу пострадавших на самокатах не ведут: "Тренд на самокаты пошел недавно, и такой статистики у нас пока не ввели".

Вопросом безопасности электросамокатов обеспокоены депутаты и общественники. Так, по мнению депутата Самараила Матвеева, в общественных местах - в парках, на набережных, на тротуарах, в скверах - следует на законодательном уровне ограничить скорость движения самокатов до 15 км/ч. Спикер уверен: технические характеристики транспортного средства - высокая скорость и бесшумность - создают риск столкновения и травм.

"К самому виду транспорта отношусь положительно - наверное, удобная вещь, чтобы покататься. Но когда речь идет не о загородной территории, а об общественных местах - безусловно, надо соблюдать ПДД, которые для этого вида транспортного средства фактически отсутствуют. Скорость, которую развивают самокаты, достигает 27 км/час. Этого достаточно, чтобы в случае столкновения причинить травму как самому самокатчику, так и тому, в кого он врезался, и не дай бог это ребенок. На мой взгляд, речь должна идти о том, чтобы движение по тротуарам и паркам было ограничено 15 км/ч, чтобы была увеличена возможность маневра для водителей или, в случае столкновения, последствия не оказались серьезными. Если речь идет о перемещении по дорогам, безусловно, надо иметь шлем", - прокомментировал депутат.

Михаил Матвеев также сообщил: его позицию не разделяют городские урбанисты, считая, что запреты не нужны и достаточно развивать в городе инфраструктуру, в том числе за счет велодорожек.

"С этим можно было бы не спорить, если бы не понимание, что такие рассуждения выглядят фантазией. Все прекрасно осознают, что люди с травмами поступают в больницы прямо сегодня, - комментирует спикер. - А чтобы перепланировать город под видение тех, кто мысленно живет в ухоженных городках Европы, нужно, по крайней мере, десятилетие и достаточно большие средства. Не спорю, развивать велодорожки надо. Но проблема еще и в другом: заставить самокатчиков ездить только по ним и только там, где есть такая инфраструктура. Наверное, это невозможно. Это воспитание. Все равно будут гонять и летать. И единственный вариант здесь - ограничение скорости и использование шлемов. Если против шлемов есть возражения, тогда просто естественный отбор будет работать немного быстрее".

Пока в Самарской губдуме нет инициатив по данному вопросу. Однако, как сообщил Михаил Матвеев, в других регионах проработка уже идет.

"Знаю, чтма уже озаботилась этим вопросом. Предвижу, что в ближайшее время появятся изменения в федеральном законодательстве, которые будут касаться транспортных новинок - электросамокатов, моноколес. Мой приятель, работающий травматологом в нескольких больницах, включая травмпункт больницы им. Пирогова, говорит, что с травмами, полученными в результате езды на самокате, люди поступают практически каждый день. Добавлю - с очень серьезными травмами. Например, я знаю достаточно молодую женщину в Самаре, которая упала с самоката и сломала себе челюсть. Была очень сложная операция., в результате женщина долго питалась через трубочку, а сейчас у нее достаточно серьезный дефект речи и обезображенная внешность, если можно так выразиться. Людям, которые кричат: "Не мешайте развлекаться!" - я бы показывал портрет этой девушки. Да и какие там велодорожки и инфраструктура, если в городе достаточно трудно вообще найти такой тротуар, чтобы на длинном отрезке не оказалось ни одной кочки? Эта женщина, которая разбилась, кстати, ни в кого не врезалась. Просто ее колесо попало в ямку".

Несколько иначе думает председатель Самарского регионального отделения межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Сергей Слюсарев. Автоэксперт считает, что, по большому счету, электросамокат безопасен.

Кроме того, к его плюсам Слюсарев относит экологичность.

"Положительно отношусь к электросамокатам. От них, во-первых, нет выбросов и выхлопов в атмосферу. Во-вторых, они занимают мало места на дороге. Поэтому я за то, чтобы развивать этот транспорт, пускать не только на прилегающие территории, но и на проезжую часть. Таким образом люди смогут добираться на работу без пробок", - считает Сергей Слюсарев.

Он убежден, что для развития этого направления передвижения надо прежде всего определить правила пользования.

"Вообще, к электросамокатам надо относиться как к транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей, а не просто для катания в парке. Вопрос в том, как регулировать поведение тех, кто управляет ими", - рассуждает автоэксперт.

По его мнению, на прилегающей территории должны быть одни требования и одна скорость, а если человек выехал на проезжую часть - другие требования, права и обязанности, как к равноценному участнику дорожного движения, велосипедисту или автомобилисту.

"Мне кажется, ничего страшного в электросамокатах нет, люди пока просто не научились мастерски ими управлять. Можно и велосипед разогнать, въехать в кого-то, но не стоит же вопрос о безопасности велосипеда! Вопрос о безопасности связан с той же скоростью - на тротуаре и на дороге. На проезжей части человек должен находиться в определенной экипировке, знать ПДД и нести ответственность, как водители транспортных средств", - заключил Сергей Слюсарев.