Войти в почту

#ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Сколько стоит пообщаться с «ангелом»

7 мая теплым пятничным вечером где-то в районе улицы Академика Капицы заглох видавший виды ВАЗ 21083, за рулем которого была моя подруга Аня. Откатив машину на обочину, дабы не мешать движению, мы позвонили в автоклуб «А.Н.Г.Е.Л». Оператор по телефону уточнил, что выезд мастера обойдется нам в 2000 рублей в любом случае, вне зависимости от результата. Если же неполадка будет устранена, мы должны будем заплатить еще 2000 рублей сверху. Мы согласились.

#ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Сколько стоит пообщаться с «ангелом»
© Финансовая газета

Через некоторое время к нам подъехал «ангел» на старом Ситроене – вежливый мастер по имени Андрей – и принялся ковыряться под капотом. Проблему, на первый взгляд, он решил – машина завелась, поэтому Аня оплатила с помощью онлайн-перевода полную стоимость услуги, 4000 рублей. Когда я спросил у Андрея, сможет ли машина проехать еще хотя бы 60 км (столько нам оставалось до пункта назначения), он успокоил меня, что «машина еще не один год проездит».

Мы снова заглохли через несколько минут, проехав ровно сто метров. Все попытки ее завести оказались бесплодными и закончились еще одним звонком в «А.Н.Г.Е.Л.». Андрей быстро подъехал к нам и поставил аккумулятор от автомобиля заряжаться – решил, что проблема была в нем. Потом возникла версия про неполадки в топливном насосе, а такую поломку мастеру на месте не исправить. Было принято решение вызывать эвакуатор от «А.Н.Г.Е.Л.А», но нас не устроило время ожидания помощи – около 40-50 минут – и мы обратились к другой службе. И тогда «А.Н.Г.Е.Л» нас покинул. Мы пытались стребовать с него половину денег – работа не сделана, машина не едет – но он переадресовал нас в автоклуб.

Мы позвонили в ближайший рабочий день. Первый разговор Ани и «А.Н.Г.Е.Л.» закончился советом написать в автоклуб письмо с приложенным извещением от мастера и ждать решения по нашему вопросу. Спустя несколько дней с ней связались и заявили, что все разговоры были прослушаны, а автоклуб пришел к выводу, что 2000 рублей она заплатила за выезд мастера и 2000 рублей – за «запуск двигателя», на который и соглашалась (ей действительно изначально по телефону сказали, что вторая часть суммы за «запуск двигателя»). Девушка по ту сторону телефона подчеркнула, что, по сути, работа сделана – двигатель мастер запустил. Что с машиной стало потом – не проблема автоклуба, и добавила, что ремонт и не предполагался. «Если бы нужен был ремонт, «сумма была бы другой», – заявила операционистка.

А был ли «ангел»?

«Финансовая газета» опросила юристов, чтобы разобраться, кто прав и как «не попадать на деньги» в подобной ситуации. Юрист Инна Топадзе подчеркивает, что в действительности нет достоверных доказательств того, что договор был заключен именно с предполагаемым исполнителем. В верхнем углу «Извещения о неисправности на дороге», которое выдал нам мастер, изображена торговая марка автоклуба, но мало ли что где нарисовано. А согласно квитанции банка, Аня перечислила 4 000 рублей физическому лицу на кредитную карту Сбербанка, сведения о владельце которой отсутствуют.

«Статья 9 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) по доведению до сведения потребителя информации о себе: фирменном наименовании, месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица. В полученном девушкой «Извещении» такая информация отсутствует. Изображение торговой марки «А.Н.Г.Е.Л.» на «Извещении» лишь косвенно указывает на возможную связь с правообладателем, однако оно могло быть нанесено и контрафактным способом», – объясняет Топадзе.

Юрист также проверила регистрационный номер юридического лица, размещенный на сайте автоклуба «А.Н.Г.Е.Л», и выяснила, что сайт принадлежит региональной общественной организации автовладельцев «Клуб «Ангел». Такая организация не может оказывать коммерческие услуги неопределенному кругу потребителей с целью извлечения прибыли.

«На сайте автоклуба региональной общественной организации автовладельцев «Клуб «Ангел» и не указано, что услуги по эвакуации, запуску двигателя, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей оказываются силами самой организации. Возможно, услуги оказывают ее партнеры, а автоклуб выполняет лишь роль агрегатора и диспетчера. А значит, обращаясь к диспетчеру автоклуба, вы можете оказаться клиентом любой другой организации, индивидуального предпринимателя и даже физического лица», – объясняет Топадзе.

Егор Редин, управляющий партнёр юридической компании «Позиция Права», также рассказал, что основанная проблема, которая возникает в ходе ситуации с экстренным вызовом компании - это отсутствие документов. Фактически у потребителей нет никаких подтверждений заключённого соглашения, кроме перевода денег на карту физического лица и устных договоренностей.

«В случае возникновения споров в судебном порядке окажется, что свидетельские показания будут против свидетельских показаний», - отмечает Редин. Конечно, по словам юриста, есть тенденция, что при наличии равнозначных свидетельских показаний суд может встать на сторону потребителя. «Так или иначе, стоит попробовать направить компании официальную претензию с целью возврата средств, а затем оценить - стоит ли тратить нервы и деньги на судебный процесс», - заключает Редин.

Судится мы, конечно, не стали, но вопрос, как получить помощь на дороге в экстренной ситуации, остается открытым. Топадзе подчеркивает, что до начала оказания услуги нужно требовать письменный документ, в котором бы содержались сведения об исполнителе, а также о видах, объеме и стоимости оказанных услугах. Юрист также советует не перечислять денежные средства на банковскую карту физического лица без выдачи исполнителем фискального чека, подтверждающего оплату.

«Только в том случае, если у вас есть достоверные доказательства договорных отношений с конкретным исполнителем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вы сможете заявить требования о защите прав потребителя и добиваться возмещения причиненных убытков, неустойки и компенсации морального вреда», – подытожила Топадзе.