В России планируют развивать высокоскоростную доставку грузов
«Никто не верил, что по высокоскоростной магистрали можно возить грузы. Но в прошлом году это сделали наши китайские коллеги – они первыми выпустили скоростной контейнерный поезд. Считаю неправильным рассуждать об этом проекте понятиями «дорогой» или «дешевый». Надо говорить, окупаемый это проект или неокупаемый, выгодный он или невыгодный. Опыт Китая показал, что ВСМ – проект выгодный, потому что дает высокий мультипликативный эффект и экономит время», – отметил Олег Белозеров.
О необходимости строительства ВСМ заявил и Сергей Иванов, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта России. Он предложил на ПМЭФ-2021 проектируемую высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Санкт-Петербург продлить до Хельсинки: «Лишь 200 км в Финляндии необходимо построить, все остальное будет построено на российской стороне», – сказал он.
Участники рынка считают данное предложение правильным и своевременным. Светлана Воронцова, первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция», рассказала РЖД-Партнеру, что ВСМ в западном направлении нужно продлить не только до Хельсинки, но и до Минска и даже далее, до Берлина. «Я рассматриваю этот проект как следующий этап развития высокоскоростной магистрали, которая в том числе привлечет инвесторов из стран ЕС и Азии (многие туристы из стран Азии пользуются аэропортом Хельсинки при посещении Москвы и Санкт-Петербурга)», – говорит она.
О желании инвестировать в проектирование и строительство ВСМ в том числе и российских инвесторов заявляет Артем Евланов, генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй». «Основной сложностью в развитии транспортной инфраструктуры в России является недостаточное финансирование проектов. Государственные программы регулярно урезаются, а для частных вложений отрасль имеет низкую инвестиционную привлекательность. Именно частные инвестиции могли бы дополнить примерно 15–20% к существующему объему средств на реализацию программы по оптимизации дорожного-транспортных объектов РФ», – считает эксперт.
Отмечается также, что в марте 2021-го правительство РФ одобрило программу по развитию транспортной инфраструктуры страны до 2035 года. Объем инвестиций, направленных на увеличение пропускной способности дорожной сети, составит 120 трлн руб. в ближайшие 10 лет. Причем на развитие железнодорожной сети будет направлена большая часть бюджетных инвестиций, так как в транспортной системе РФ 85% грузооборота и 30% пассажирооборота страны приходится именно на железнодорожный транспорт. Средства будут направлены не только на строительство высокоскоростных линий, но и на расширение железнодорожных магистралей, обновление тягового подвижного состава, также планируют организовать интермодальное движение.
Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург может начаться в следующем году. Завершить его планируют уже в 2027-м. По предварительным оценкам, к 2030 году пассажиропоток ВСМ превысит 23 млн человек. Время в пути между Москвой и Петербургом без учета остановок составит 2 часа 15 минут. Для сравнения, это в 2 раза меньше, чем занимает поездка на «Сапсане», и в 4 раза меньше, чем поездка на обычном поезде.