Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

«Вычеркнуть человека из уравнения сложно»: основатель BaseTracK о полубеспилотных технологиях и российских дорогах

«Вычеркнуть человека из уравнения сложно»: основатель BaseTracK о полубеспилотных технологиях и российских дорогах
Фото: RB.ruRB.ru

, основатель BaseTracK

Видео дня

    Что делает и как зарабатывает BaseTracK Андрей: BaseTracK — спинофф другого моего бизнеса, картографической и геодезической компании «Энерго». Имея десятилетний опыт работы с высокоточным позиционированием, мы решили применить эти знания в работе над беспилотниками.  Большинство решений в этой сфере базируется на оптике — как правило, на лидарах. Но они дороги, сложны в использовании, требуют значительных вычислительных мощностей и очень зависимы от погодных условий. Например, в снег, дождь или туман их эффективность падает. Лидары, в свою очередь, не работают без HD-мэппинга. Этот способ картографирования связан с колоссальными объемами данных, которые сложно хранить в машине и которые обычно переводят в облако — а значит, без постоянного подключения к Интернету технология попросту не сработает. Мы с командой решили пойти небанальным путем: сделать цифровой двойник местности на основе геоинформатики, то есть привязать маршрут не к изображению, а к координатам. А для определения объектов в пространстве решили использовать радары и камеры — то, что уже и так установлено заводчиком в современных автомобилях.  Разработка прототипа началась в 2017 году, и до весны 2021 года основатель вложил в проект более $1 млн. В апреле этого года стартап получил от МСП банка по госпрограмме два кредита на общую сумму 88 млн руб. по ставке 7% годовых на пять лет.  Еще через месяц компания привлекла первые внешние инвестиции — $1 млн от членов клуба венчурных инвесторов Angelsdeck и Сергея Дашкова. Условия сделки предприниматель не раскрывает, но известно, что владение компанией осталось за ним на 100%. Всего в ближайшие годы BaseTracK рассчитывает привлечь новый раунд, в том числе от зарубежных инвесторов.  Основные клиенты BaseTracK — крупные российские и зарубежные транспортные и логистические компании с собственным грузовым автофлотом. Постепенно компания начинает работать и небольшим бизнесом. Андрей: Мы сфокусировались на наземном транспорте, потому что это самое сложное и самое востребованное направление. Но у нас уже есть успешные прототипы и для легковых, и для грузопассажирских автомобилей. Например, 2013 года мы смогли разогнать до 130 км/ч в условиях полной автономности. А с «» участвовали в конкурсе «Зимний город»: даже в таких сложных условиях микроавтобус двигался автономно со скоростью 60 км/ч. Существующие оптические системы такого не могут: им нужно видеть дорожную разметку, а в пургу или наледь они попросту слепнут. Для нас даже наличие дороги не важно — мы про управление в пространстве как таковом. Мы можем прокладывать виртуальные рельсы в воздухе, по воде, по бездорожью — автоматизировать низколетающие дроны, корабли, комбайны. BaseTracK выстроил продажи по двум направлениям:  Proof-of-Concept проекты: адаптация технологии под запрос конкретного заказчика. Первые продажи состоялись в 2019 году, благодаря им проект вышел на самоокупаемость. В основном этот формат востребован на зарубежных рынках.  Готовый продукт BaseTracK Smart Freight: коробочное решение для междугородных грузовых перевозок с тремя уровнями автоматизации. Первая продажа состоялась в конце 2020 года. Основной спрос на российском рынке.    Больше автоматизации, меньше топлива На практике система помощи водителю BaseTracK работает так: на основе собранных геоинформационных данных прокладывается оптимальный маршрут с учетом рельефа с точностью до одного сантиметра — у каждой точки есть свои координаты. Система сопоставляет местоположение автомобиля с этими координатами, учитывает вес груза и потребление топлива — и решает, какие действия предпринять или порекомендовать водителю, чтобы не сойти с пути и ехать эффективно. Таким образом, экономия топлива достигается за счет комбинирования информации о профиле дороги, конфигурации грузовика и специфике груза.  Чтобы все заработало, достаточно установить телематическое устройство — оно считает данные с CAN-шиныiЭлектронное устройство в системе автомобиля для контроля технических характеристики и ездовых показателей, сделает поправки на вес перевозимого груза и характеристики самой машины. А управление и контроль ведутся через обычный смартфон.   Применение BaseTracK   Сейчас BaseTracK SF используется для рекомендаций водителям в духе «замедлись» и «ускорься», то есть вмешательства в «мозг» автомобиля не происходит. Однако уже в следующем году стартап намерен взять на себя управление педалью акселератора, а еще через некоторое время подключить к системе и руление — тогда водителю будет достаточно контролировать процесс и подстраховывать машину в случае неприятных неожиданностей.  Для этого компании придется подписать ряд соглашений с автопроизводителями. Тут возможен конфликт интересов: основные конкуренты стартапа — не , или , как может показаться на первый взгляд. Как указывает Андрей, эти компании занимаются автоматизацией другого рода и с другой целью, а вот Trucks, Scania, и прочие провайдеры грузовых автомобилей занимаются, по сути, тем же — делают грузоперевозки эффективнее и безопаснее.  Теоретически, опытный водитель может достичь нужного результата без BaseTracK SF. Андрей: В плане эффективности человек может конкурировать с нашим решением, но для этого он должен очень стараться, иметь большой опыт вождения и доскональное знание дороги. По данным нашим партнеров, таких водителей всего 4%.  Потом, в реальности быть одинаково сосредоточенным на протяжении нескольких часов невозможно, как невозможно и учитывать все параметры для экономичного вождения. В конце-концов, человеческий глаз не способен со 100%-ой точностью определить угол наклона.  В то время как правильное использование инерции может сберечь до 34% топлива в идеальных условиях, а в среднем около 20% — с 30 до 24 литров на 100 км. Но это про рутину. В любой непонятной ситуации — скажем, если спустила шина или ударила молния — управление лучше делегировать человеку. По расчетам компании, с их решением флот из 2 тыс. грузовиков может сэкономить почти 1 млрд руб., а каждый отдельный тягач — около 500 тыс. руб. в год только на горючем. Учитывая, что 40% расходов транспортных компаний приходится на топливо, оптимизация существенная. При этом телеметрия обойдется в 30 тыс. руб. разово, а подписка на сервис стоит 70 тыс. руб. в год (для каждого отдельного грузовика).  Андрей: Неважно, едет машина на бензине, биодизеле, газе, солнечных батареях или электричестве — за счет эффективного использования кинетической энергии и знания рельефа расход будет меньше, как и выбросов и трат природных ресурсов. Конечно, иллюзий мы не строим — в России вопрос экологичности отодвинут далеко назад и вспоминают о нем только на время рекламных кампаний, а вот в Европе для компаний это действительно хороший аргумент.    Чьи грузовики едут по виртуальным рельсам  С 2018 года команда BaseTracK активно участвует в отраслевых мероприятиях в России и за рубежом — по опыту основателя, там найти заказчиков проще всего. Так, компания уже проводит пилоты с двумя европейскими перевозчиками, обсуждает сотрудничество с арабскими и азиатскими компаниями. Например, сейчас ведется подготовка совместного проекта с японской корпорацией Sumitomo на территории Дубайского Кремниевого Оазиса. Также стартап намерен выйти на американский рынок. После того, как стартап включили в несколько престижных рейтингов (топ-50 Инновационных Стартапов Азии, топ-50 Европейских стартапов в направлении Mobility, топ-15 стартапов по версии Slush 2020), он принимает участие в разработке концепций общественного беспилотного транспорта (в Скандинавии и Прибалтике), в обсуждении регулирования отрасли (в ) и программах развития торговли и промышленности (в Дубае).  Андрей: В новые страны мы обычно заходим через пилотирование — связываемся с логистическими лидерами, предлагаем бесплатное тестирование. Показываем, сколько денег можем сэкономить и, как правило, бизнес не отказывается.  Россия в этом плане уникальна. Особенных препятствий для развития сферы нет, но к технологиям многие относятся с недоверием — не понимают, зачем что-то менять в уже отлаженных процессах. Например, из автопроизводителей активно нашей технологией заинтересовался только ГАЗ — мы познакомились на одном из ивентов в 2019 году, и сотрудничаем до сих пор.  А из экспедиторов работаем с ПЭК, они первыми в России стали заниматься автоматизацией грузоперевозок, и сейчас мы проводим с ними очередные испытания по трассе М-11. Также в наших партнерах «Деловые Линии», X5 Group, Delko и российское подразделение FM Logistic. Как в беседе c RB.RU подчеркнул предприниматель, проблема не только в консервативности отечественного сектора, но и в его размере. Для сравнения, в России 8 тыс. км магистралей категории EiСистема нумерации для дорог ЕЭК , в ЕС — 150 тыс. км, а в США — 340 тыс. км и 70% груза транспортируется грузовиками. По словам Андрея, азиатский регион еще более развит — он может похвастаться большей протяженностью «рабочих» дорог, чем вместе взятые Россия, Европа и Америка.   О единорогах и беспилотном будущем Следующие наиболее вероятные ниши для внедрения технологий BaseTracK — сельское хозяйство и добыча ископаемых. Андрей рассказал, что он внимательно наблюдает за достижениями конкурентов на этом рынке, но в ближайшее время намерен держать фокус на грузопассажирских перевозках. Так, стартап совместно с ГАЗ и Мосгортрансом обсуждают внедрение системы помощи водителю в столичные автобусы. Также предприниматель намерен к концу 2021 года оцифровать все основные дороги России.  У основателя BaseTracK есть амбиции сделать проект единорогом. Учитывая, что объем рынка колоссальный (только в России он оценивается в 900 млрд руб.) и что до 77%iПо расчетам Scania расходов экспедитора зависит от стиля вождения, это вполне реально. Например, американский стартап KeepTruckin, который контролирует, сколько времени провел водитель за рулем и помогает снизить аварийность, после шести лет работы был оценен в $1,4 млрд.   Интерфейс BaseTracK   На вопрос, когда все-таки транспорт станет беспилотным и где это случится быстрее — на суше, в воде или в воздухе, основатель BaseTracK ответил так:  В теории это все уже работает. Но проблема в том, что как только беспилотники начинают тестировать по методу отказа в реальных условиях, выясняется, что они слишком опасны. Поэтому в качестве эксперимента — пожалуйста, но не в качестве массового явления. Вычеркнуть человека из уравнения очень сложно — что в городе, что в небе, что на реке слишком много переменных, а последствия могут быть катастрофическими, которые откинут всю отрасль назад. Например, представьте, что дрон доставляет 20 кг посылки с AliExpress, в него врезается птица и он падает на детскую площадку. Помимо форс-мажора, есть другое препятствие: компьютер пока что мыслит линейно и не умеет параллелить процессы, как человек. Возможно, с распространением квантовых технологий ситуация изменится. Вот почему корпорации вливают миллиарды в свои беспилотные направления, но самолеты как летали с пилотами, так и летают, хотя их автоматизировали одними из первых. Вот почему я не верю, что в ближайший десяток лет беспилотные машины станут будничным явлением.   Мнения экспертов    Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации ПЭК Наше сотрудничество с BaseTracK началось в 2020 году. На первом этапе мы протестировали технологию, которая позволяет корректировать стиль вождения с учетом погодных условий, состояния автомобильной трассы, а также характера и веса груза. Задачей ставили повысить безопасность грузоперевозок и обучить водителей максимально энергоэффективному вождению, и как следствие, снизить себестоимость перевозки. Увидели экономию топлива порядка 5-10% даже в зимний период, когда расход выше.  По результатам этого этапа было решено масштабировать решение на 10 грузовиков: с ноября по декабрь 2020 года мы обкатывали технологию на автомобилях, перевозящих грузы по федеральным трассам М-11, М-4 и М-7. Сейчас тестируем еще одну возможность системы — передачу управления педалью газа. Водитель все также держит руль и отвечает за педаль тормоза, но акселерация передана телеметрии. Первые результаты говорят о том, что и в этом случае достигается экономия топлива при незначительном увеличении времени в пути.  , генеральный директор по исследованиям и разработкам в России Снижение стоимости технологий до экономически приемлемого уровня крайне важно для ускорения перехода от экспериментальной фазы к развитию глобального рынка автономного транспорта.  Но массовое появление беспилотников на дорогах потребует единой цифровой экосистемы. Ее базовым компонентом станут бортовые навигационные системы беспилотного управления с искусственным интеллектом — достаточно опытным и тренированным для мгновенного принятия верных и безопасных решений. При этом системы должны быть достаточно производительны для вычислений «на месте» и поддерживать беспроводное подключение для оперативного обмена данными с другими участниками и субъектами дорожного движения. Далее, понадобится сеть локальных центров обработки данных, которые будут получать оперативную информацию о состоянии инфраструктуры (светофоры, шлагбаумы, датчики разметки) и дорожном трафике (камеры наблюдения, системы автомобилей, гаджеты велосипедистов и пешеходов). Они возьмут на себя роль цифрового регулировщика — переключение светофоров, обновление цифровых дорожных знаков, регулирование скоростных лимитов, оперативная техническую и аварийную поддержку. Роль дирижера этого «оркестра» возьмут на себя региональные и глобальные дата-центры, которые займутся прогнозированием развития на основе анализа данных, планированием дорожных работ, рассылкой обновлений картографического сервиса и прошивок для бортовых систем и гаджетов и многим другим. Так, ожидается, к 2025 году в сотрудничестве с различными производителями автомобилей данные будут собраны с 25 млн автомобилей — и все их нужно где-то хранить и обрабатывать. И, наконец, нужна высокоскоростная беспроводная сеть — достаточно быстрая и емкая для обмена гигантскими потоками данных между всеми участниками и объектами дорожного движения без задержек. В этом контексте будет полезна каждая компания, работающая над автоматизацией транспорта. Например, Mobileye, принадлежащая Intel, разрабатывает глобальный навигационный сервис безопасного автономного вождения и ежедневно наносит на карту миллионы километров дорог по всему миру.  , директор отдела промышленных решений компании Skymec Идея использования геоинформации для прокладки виртуальных маршрутов уже работает практически на всех беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). Причем лидары и маршруты с геопривязкой отлично дополняют друг друга. В перспективе подключение к интернету вещей и внедрение искусственного интеллекта должно дополнительно повысить безопасность. Сейчас беспилотники способны летать в автоматическом режиме, но по определенным маршрутам. Во время движения, когда дрон встречает на своем пути незапланированные препятствия, подключается система лидаров. Например, датчики фиксируют впереди грузовик, и тогда система реагирует на препятствие, на ходу моделируя альтернативный путь.  Эти технологии получают массовое распространение в промышленности. На очереди системы воздушной доставки, а затем и транспортировка людей. Но уже сейчас разрабатывают самолеты вертикального взлета и посадки, которые будут основным видом транспорта для передвижения людей по воздуху.  Все фото: предоставлены BaseTracK