Войти в почту

Автовладельцев избавляют от техосмотра

В среду Госдума приняла во втором чтении поправки в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В частности, в поправках указано, что диагностическая карта становится необязательным документом для оформления ОСАГО.

Автовладельцев избавляют от техосмотра
©  Егор Алеев/ТАСС

Это революционные перемены. Водители смогут больше не заботиться о получении документов о техосмотре. Речь идет о диагностической карте, которую выдают в сервисном центре под итогам проверки. Без карты сейчас невозможно купить полис ОСАГО. Но уже с 22 августа в страховую можно будет прийти без техосмотра. Одновременно глава ГИБДД Михаил Черников выступил за добровольность техосмотра для легковых машин. В МВД сейчас готовят соответствующие поправки. Черников признает, что по большей части техосмотр сейчас проходит формально, в действительности машина не проверяется. В интернете, например, можно купить диагностическую карту за 2 тысячи рублей. Поэтому глава Госавтоинспекции считает, что владельцы легковых авто должны сами следить за состоянием своих машин. Сейчас техосмотр могут НЕ проходить новые машины — до четырех лет. Устоявшуюся практику получения техосмотра крмментирует координатор общества автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

Петр Шкуматов координатор общества автомобилистов «Синие ведерки» «Тридцать лет автовладельцы всей страны покупали эти талончики, потом — записи в реестре, сейчас — фотографии. И все это, конечно, наводит на грустные мысли, что вся система технического осмотра в том виде, в котором она есть сейчас — это одна большая платная имитация. Такой налог на автовладельца. При этом очень важные категории транспорта, которые должны контролироваться — это пассажирские автобусы, легковые такси, грузовые автомобили — к сожалению, уходят из зоны внимания Госавтоинспекции, потому что внимание ГИБДД распространяется на десятки миллионов транспортных средств частных лиц».

Обязательным техосмотр останется для грузовиков, автобусов и такси. А что с остальными? Нужно ли после 22 августа свою легковушку гонять в сервис для проверки? Фактически нет. Но в Уголовном кодексе говорится, что если машина технически неисправна, то вина за ДТП лежит на водителе. Правда, по этой статье в прошлом году было осуждено всего четыре человека. Еще в начале года автомобилисты и сервисные центры нервничали насчет ужесточения порядка техосмотра. Появились новые требования, потребовалась фотофиксация. Техцентрам пришлось закупать новое оборудование, а некоторым сервисам — думать о закрытии бизнеса, потому что их помещения не подходили по параметрам. С 1 марта новые правила вступили в силу, вместе с тем всем автомобилистам продлили на полгода срок действия диагностических карт. Теперь же техосмотр фактически отменяют. Ситуацию комментирует член совета директоров компании в сфере автоэкспертизы «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член совета директоров компании в сфере автоэкспертизы «Дельта» «В разных странах существуют разные подходы к техосмотру. В США это обязательно, в каких-то — добровольно. Насколько я знаю — это никак не коррелируется количеством и тяжестью ДТП. У нас в стране основная проблема в том, что пройти легально техосмотр по тем довольно жестким правилам не сможет практически ни один автомобиль. Отказ от обязательного техосмотра для легковых автомобилей — вынужденная, оптимальная мера. У нее, конечно, есть обратная сторона. Для бизнеса — это просто очередной удар, который в состоянии развалить эту систему едва ли не до основания. Людей только-только заставили, по сути, срочно закупить дорогостоящее оборудование, а теперь говорят: «Все, ребят, это оборудования вам не понадобится».

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков напоминают, что весной следующего года вступают в силу штрафы за отсутствие техосмотра. Заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов считает, что «отвязка» техосмотра от полиса ОСАГО — это удобно и страховщикам, а автомобилистам.

Сергей Ефремов заместитель исполнительного директора союза «Это значит, что у нашего потребителя — а их 65 млн — будет меньше проблем при заключении полиса ОСАГО, потому что если вдруг нет пункта технического осмотра — трудно найти или в этом регионе их недостаточно или они не работают, то у водителя нет проблем пойти и получить полис ОСАГО и спокойно пройти техосмотр в том месте, где его можно пройти, где он есть и где он работает так, как автовладельцу удобно».

Кроме того, в союзе напомнили, что страховая компания может обратиться в суд за компенсанцией, если машина, которая попала в аварию, была без диагностической карты. В результате, чтобы не потерять в деньгах, видимо, все-таки придется оформить ТО.