Войти в почту

Техосмотр «отвязали» от страховки и пообещали отменить. Разбираемся, что уже принято на самом деле, а что – только разговоры

Техосмотр нужен, но не для страховки 9 июня Госдума приняла во втором чтении законопроект, который регулирует допуск иностранных страховщиков в Россию. Но главное не это – а то, что ко второму чтению в законопроект внесли куда более важную поправку. А именно – «отвязали» государственный техосмотр транспортных средств от оформления страхового полиса ОСАГО. Тот факт, что законопроект приняли во втором чтении, означает, что в окончательном виде эта норма сохранится в том виде, в котором она существует сейчас. Третье чтение намечено на 15 июня, и сомнений в том, что на нем законопроект снова одобрят – нет. И если одобрят, то норма вступит в силу уже с 22 августа. Многие посчитали, что на этом техосмотр становится необязательным для покупки полиса ОСАГО. Однако это не так: документ только разрешает страховщикам оформлять страховку, даже если автомобиль не прошел техосмотр. При этом другие важные пункты на данный момент продолжают действовать: если водитель, имеющий страховку, на непрошедшем техосмотр автомобиле попадает в ДТП по своей вине, его страховая компания выплатит ущерб потерпевшему, а потом взыщет эту сумму с виновника ДТП по правилу регресса; с 2022 года вступаеь в силу штраф за управление транспортным средством, не прошедшем техосмотр. Штраф составит 2000 рублей, выносить постановления обещали автоматически через камеры. Другими словами, уже почти принятый законопроект разрешает не иметь диагностическую карту (документ, подтверждающий прохождение техосмотра) в момент оформления страховки. Но вообще ее не получать этот закон не разрешает. По крайней мере, в настоящее время. Техосмотр для легковых авто будет добровольным? Буквально на следующий день после принятия законопроекта (и когда о нем написали в СМИ), свое слово сказали в МВД. Сам глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что его ведомство собирается перевести техосмотр для личных легковых автомобилей из категории обязательных в добровольный. Другими словами, техосмотр может стать необязательным, если легковой автомобиль используется в личных целях. Как заявил Черников, перевод техосмотра на добровольную основу прописан в законопроектах, вносящих поправки к законам «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения». На данный момент текста этих законопроектов нет в открытом доступе, он еще даже не направлен в правительство. Другими словами, техосмотр действительно предложили сделать добровольным, но пока это лишь слова чиновника – законопроект еще должен пройти через правительство, его должны внести в Госдуму, там трижды проголосовать, потом – Совет федерации и подпись у президента. Аргументы главы ГИБДД просты и понятны всем – он признал, что большая часть водителей просто покупают диагностические карты, чтобы можно было оформить полис ОСАГО, фактически не проверяя состояние транспортного средства. Это означает, что у законопроекта хорошие шансы пройти одобрение, вот только по срокам это может быть затянуто: нужно переписать КоАП, чтобы с марта 2022 года не появился новый штраф за отсутствие техосмотра; нужно отменить право регресса страховщика на этот случай (или прописать его так, чтобы техосмотра оно не касалось); нужно предусмотреть компенсации или льготы для операторов техосмотра, которые потратили деньги на новое оборудование. Судя по всему, ждать этого стоит не раньше осени – и, кроме выборов в Госдуму, этому есть другая причина. Что делать водителям сейчас? С марта 2021 года должна была вступить в силу масштабная реформа техосмотра, и фактически она заработала – теперь операторы обязаны фотографировать автомобиль дважды во время процедуры, подписывать диагностическую карту электронной подписью, а за день можно проверить не больше автомобилей, чем позволяют параметры пункта техосмотра. Однако для водителей сделали очередное послабление – диагностические карты, срок которых истекал после 1 февраля 2021 года, автоматически продлили на полгода, но не ранее чем до 1 октября. Соответственно, получился особый переходный период – автовладелец при желании может пройти техосмотр и до осени, но может сделать это только тогда, когда истечет срок действия уже выданной ему диагностической карты. По факту это не касается нескольких категорий: автомобили, которым исполнилось 4 года, должны пройти первый техосмотр; коммерческие автомобили и такси должны проходить техосмотр по своим правилам; техосмотр нужно проходить при согласовании переоборудования автомобиля. Для первых двух категорий уже с 22 августа будет необязательно проходить техосмотр непосредственно перед оформлением страховки, но вот надеяться, что к тому моменту техосмотр будет полностью добровольным, все же не стоит. Кто против? Несмотря на то, что около 85% водителей фактически не проходили техосмотр, а покупали его, некоторые все же недовольны решением ГИБДД сделать его добровольным почти для всех легковых автомобилей в стране. Так, против идеи выступили: представители Российского союза автостраховщиков – из-за того, что на дорогах может повыситься аварийность, потому что водители не будут проходить техосмотр при его добровольности; операторы пунктов техосмотра – они вложили миллиарды рублей в ремонт и переоборудование своих пунктов, а клиентов фактически не получат (отмена затронет около 46 миллионов автомобилей); представитель Национального автомобильного союза – он напомнил, что существует технический регламент Таможенного союза по вопросу безопасности колесных транспортных средств, и по нему техосмотр должен быть обязательным. А по статусу этот документ даже выше Конституции. Отметим, что глава ГИБДД Михаил Черников ссылался на Венскую конвенцию о дорожном движении от 1968 года, где техосмотр для автомобилей, принадлежащих физическим лицам, считается необязательным.

Техосмотр «отвязали» от страховки и пообещали отменить. Разбираемся, что уже принято на самом деле, а что – только разговоры
© Банки Сегодня