Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Между Мраморным и Черным морями. Турция начала строительство канала "Стамбул"

Президент Турции в субботу заложил первый камень проекта строительства одного из мостов через новый судоходный канал между Мраморным и Черным морями. Это отправная точка фактической реализации этого мегапроекта Эрдогана - канала "Стамбул".

Между Мраморным и Черным морями. Турция начала строительство канала "Стамбул"
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

Казалось бы, появится новая судоходная артерия, более прямой и удобный путь между морями, которым будет пользоваться мировое торговое сообщество. Однако прокладывание канала ставит вопросы относительно будущего конвенции Монтрё о статусе проливов. По крайней мере, этим обеспокоены как многие международные эксперты, так и руководители некоторых стран, в том числе и российская сторона.

Аргументация основывается на том, что новый канал "вклинивается" в маршрут Дарданеллы - Мраморное море - Босфор. О том, что этот путь можно юридически трактовать как единый и неделимый маршрут, говорится в тексте самой конвенции Монтрё. Таким образом, с появлением еще одной судоходной артерии на этом маршруте возникает прецедент. Посол РФ в Анкаре Ав апреле говорил именно об этом, что требования Монтрё не должны отмениться и даже будут применимы к каналу "Стамбул".

Между тем сам Эрдоган уже не раз заявлял, что Монтрё останется нетронутой, но ее требования не будут распространяться на новый канал. Это и беспокоит экспертов и политиков. Если канал не будет связан с Монтрё, то как он будет оформлен юридически в соответствии с международными нормами? В Анкара пока не дает ответа на этот вопрос.

Не исключено, что турецкое руководство разработает собственный регламент для канала, который будет соответствовать как действующим нормам и ограничениям Монтрё, так и коммерческим интересам республики. Это наиболее выгодный для России вариант, поскольку тогда вопросы ограничения военного трафика останутся нетронутыми, и опасений в милитаризации Черного моря не будет. Юридически это вполне реализуемо, особенно учитывая исключительность для международной правовой практики появления такого канала.

Если же канал станет частью универсальных норм судоходства, к примеру, Конвенции Опо морскому праву UNCLOS, не подписанной Анкарой, но признанной почти всеми членами международного сообщества, тогда либерализация прохода военных кораблей почти неминуема. Для Нможет не остаться препятствий, чтобы находиться в Черном море столько, сколько захочется. Но и тут есть нюанс. Турция хоть и член альянса, но ей совсем не нужен флот НАТО на постоянном рейде в Черном море. Этот регион Анкара считает своим наряду с другими державами бассейна, да и отношения с РФ - очень важным и стратегическим партнером - Турция пока не готова принести в жертву амбициям Запада.

Можно ожидать, что в течение пяти ближайших лет, пока будет строиться канал, Анкара, Москва и Вашингтон будут искать непростые компромиссы. Сторонам придется думать о взаимоприемлемых путях урегулирования прецедента с каналом. На Турцию в этой ситуации в большей степени ложится обязанность арбитра - в первую очередь именно ей придется искать и предлагать компромиссы и лавировать между интересами держав-союзниц.